Портал о строительстве дома, обустройстве интерьера, создании своего сада
 
 
 
 
Главная > Ландшафт > Это интересно > Индийские сады
 
 

Индийские сады

 

«Мой сад – моя жизнь» – это древнее индийское изречение не могло принадлежать представителям ни одного другого народа. Именно в Индии отношение к цветку, дереву, а значит, и саду отличается особенной трепетностью и любовью. Развитие индийского садово-паркового искусства вплетено в историю страны и отражает ее важнейшие вехи. Находясь на перекрестке цивилизаций, Индии удалось сохранить аутентичность своих садов и парков, избежав существенного влияния других культур.
 

Символы и культы

В Индии сады никогда не были лишь способом организации пространства вокруг дворцов или других построек или тем более декоративным элементом. Садово-парковое искусство для индусов – это важнейшая часть духовной жизни, символическое выражение их представлений и верований. Один из древнейших индийских культов – культ дерева, которое считалось сакральным знаком мудрости и долголетия и воспевалось в народном эпосе и манускриптах индуизма. Почтение к деревьям вошло в буддийскую мифологию как важнейшая составляющая – каждый период жизни Будды связывается с определeнным деревом. По преданию Будда родился в саду Лумбини, предназначавшемся для прогулок жителей города Сакья. «Махабхарата» и «Рамаяна» – знаменитые эпосы Древней Индии – подробно описывают городские сады и парки и обитающие в них растения: манго, сахарную пальму, панданус, бигнонию, олеандр, жасмин, вьюнок и лотос.
 

Экскурс в историю

Что же такое индийский сад с точки зрения организации, композиции и концепции? История этого вопроса насчитывает как минимум три тысячелетия. Индийский сад – это не определенное направление, а лишь объединенное название всех садов страны безотносительно их стиля. Если классифицировать индийские сады, то в истории их строительства можно выделить три основных периода.

Первый период охватывает время со II по IV столетие нашей эры и считается «золотым веком» индийского садоводства. Именно тогда садово-парковое искусство проникает во все сферы жизни. В эту эпоху во дворцах разбивают сады четырeх типов: для царей, царской семьи, жрецов и царедворцев. Все они имели особый духовный смысл и были посвящены богу Индре. Вместе с тем у них было и совершенно практическое значение – в этот период сад становится местом, в котором разворачивается жизнь индийских аристократов. Именно в саду, а не в доме проходили и деловые переговоры, и светские увеселения. Обязательными его элементами были водоeм, утопающий в кустах жасмина павильон, качели. На ветках манго и баньяна висели клетки с птицами, а в прудах плавали лебеди, гуси и утки.

Следующей вехой в истории ландшафтного дизайна Индии становятся сады Могольской империи XVI-XVIII вв. В это время в мелодию традиционных индийских садов органично включаются мотивы мусульманского Востока. Главным образом это нашло выражение в использовании принципа Чор-Бак, что в переводе означает «четыре квадрата» и, в соответствии с названием, представляет собой многократное деление сада – всe пространство делилось на четыре квадрата, которые, в свою очередь, включали ещe четыре квадрата. В качестве разделительных полос использовались не дорожки, а небольшие каналы с водой. В центре квадратов устраивались фонтаны или бассейны с миниатюрными фонтанчиками. Вода, к которой на Востоке всегда относились очень бережно, именно в этот период начинает играть главную роль в индийском саду. Всe остальное – мраморные бортики бассейнов и каналов, многоступенчатые террасы, цветы и деревья, беседки – становится дополнением, цель которого оттенить красоту водной глади. В могольском стиле построены сад Пинжор – даже сейчас одно из самых красивых мест Северной Индии, сад Нишат. Величайший же образец могольского сада – парк при мавзолее Тадж-Махал, который спланирован как своеобразная водная дорога, ведущая к мечети, и без которого невозможно представить главный символ Индии.

 

Сад Пинжор в Индии

Сад Пинжор

 

Сад Нишат в Индии

Сад Нишат

 

Сад Нишат Багха (Сад Покоя), Шринагар, Индия

Нишат Багха (Сад Покоя), Шринагар



Третий период в развитии индийского садово-паркового искусства стал результатом масштабных исторических изменений в жизни страны. Объединение Раджастана (Центральной Индии) и Могольской империи привело к слиянию двух культур, результатом которого, помимо прочего, стало формирование нового типа сада, получившего название раджпутского. Это время спровоцировало появление в пейзаже индийского сада такой нехарактерной для него черты, как подчеркнутая декоративность. Она проявилась в использовании мозаики, искусственного освещения, введении в садовый ансамбль скульптуры и малых архитектурных форм, которые до этого исчерпывались фонтанами. Кроме того, сад стали ограждать ажурными мраморными и деревянными решетками, а его роскошь стали подчeркивать гуляющие по аллеям и дорожкам павлины. Ещe одно принципиальное изменение в это время – расширение круга растений, украшающих сад, за счет иноземных. Если до этого в индийских садах росли только традиционные баньяны, канны, рододендроны, лотосы, ашоки и другие местные деревья и цветы, то теперь в них высаживали и экзотические для Индии гранат, яблони, гампу, бананы, чамаили и королеву цветов – бара-машу, которая цветeт круглый год. Буйство красок и ароматов и сейчас наполняет сады Амбер, Джайпур, Мандорский сад.

 

Парк возле форта Джайгар, Джайпур, Индия

Парк возле форта Джайгар, Джайпур

Культурная телепортация

При всей неоднородности понятия «индийский сад», оно имеет ряд стилеобразующих признаков: строгая геометричность композиции, единство дома и сада, открытые пространства, минимализм в деталях, игра на контрастах. Однако важнейшим отличительным признаком индийских садов, который присутствует на протяжении всей их истории, является широкое использование водных элементов. Каналы, создающие геометрию сада, фонтаны, оживляющие незанятое пространство, строгие бассейны или натуралистичные пруды, заросшие лотосами или населенные уточками, – всe это рождает настроение созерцательного спокойствия в каждом, кто входит в индийский сад. Своего максимума использование воды в индийском ландшафтном строительстве достигает в так называемых садах на воде, которые предполагают организацию участков суши посреди естественных прудов и озeр.

Познакомившись поближе с таким великолепием, хочется создать нечто подобное и на своeм участке – уголок солнца, гармонии и радости в суровом русском климате. Для этого можно использовать малые архитектурные формы в индийском стиле и сымитировать растительность этой страны. Центром композиции может стать ротонда, увитая виноградом или огуречной лианой. Посадите вокруг побольше рододендронов, лиан, папоротников, рябинников и поставьте фикусы в кадках, а позади них – сумах, курангу и бобовник. И не забудьте про обилие воды – фонтаны, пруды и каналы.

 

При подготовке статьи использовались материалы

сайта www.greeninfo.ru

 

 

Читать еще:

 

Тропическое великолепие Индонезии

 

Таиланд - рай на земле

 

Сады Бахаи в Израиле

 
 

lki-nn.ru - Ландшафт. Коттедж. Интерьер

Зарегистрировано как электронное СМИ

(свидетельство Эл.№ФС7752736

от 01.02.2013 г.)

Учредитель: ООО "Сардана"

Гл. редактор: Кулинич И.Н.


Тел.: (831) 415-17-60,
8-951-905-14-22
E-mail:
lki-nn@mail.ru

 

+7

 
 
 
 
Яндекс.Метрика