Портал о строительстве дома, обустройстве интерьера, создании своего сада
 
 
 
 
Главная > Интерьер > Это интересно > Гефест нашего времени
 
 

Гефест нашего времени

 

Нижегородская область издавна славилась мастерами обработки металла. Да и сейчас только в одном Нижнем Новгороде работают несколько десятков кузниц. Художественная ковка, практически исчезнувшая во времена Советского Союза, сейчас переживает второе рождение. 
 

Сейчас художественная ковка востребована как никогда. Рынок недвижимости переживает строительный бум. Кроме того, реконструируют старые здания, для чего часто требуются мастера по художественной обработке металла.


Кованые изделия очень долговечны: они могут прослужить от нескольких десятилетий до нескольких веков. Художественная ковка – уникальный элемент, при помощи которого легко придать любому зданию солидность, респектабельность, надежность. Традиционные материалы и ремесленные изделия сейчас на пике популярности, потому кузнецы не сидят без работы. С одним из таких мастеров по металлу я недавно познакомилась. Александр Логинов – руководитель кузнечной мастерской «Русская ковка», кузнец с 20-летним стажем, - стал моим проводником в мире художественной ковки.

 

Рождение шедевра

Ахматовская строчка: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи...» идеально подходит для описания кузнечного дела. Шедевры невиданной красоты рождаются в темных, больше напоминающих складские помещения, кузницах. Художественная ковка — одно из самых консервативных ремесел. Технология, выработанная еще далекими предками современных Гефестов, не теряет своей актуальности и сегодня: металл так же накаливают, гнут, отбивают на наковальне. Кузницы, как и много веков назад, располагают на отшибе, в удалении от жилых домов. На Руси кузнецы селились на краю деревни, чтобы мерный стук молота не мешал повседневной жизни людей.


Мы с моим проводником по миру кузнечного дела заходим в ворота современной кузницы, и на нас обрушивается темнота. Глаза, привыкшие к яркому солнечному свету, на мгновение слепнут.  


- В кузнице должно быть темно, - объясняет Александр, - иначе накал металла будет незаметен, а по нему мы определяем нужную для ковки температуру. И недогрев, и перегрев равно губительны для будущего изделия...


Остаток фразы тонет в ударах молота: кузнец — ученик Александра — работает над очередным заказом — кует заготовки для ограждений. Разговаривать больше невозможно, поэтому просто смотрю на огонь в горне, на ловкие руки молодого кузнеца, которые из обычных металлических прутьев создают удивительные витые заготовки. Движения кузнеца размерены: раз — взял раскаленную заготовку, два — положил ее на наковальню, три — пара ударов молота, четыре — зажатая в тиски заготовка изгибается и становится полноценным изделием.


Немного оглушенная выхожу из кузницы:
- Как вы в таком шуме работаете?
- Как видите, уже столько лет, а до сих пор все прекрасно слышу, - смеется Александр.  

 

 

Кузнецом надо родиться

Консервативность художественной ковки проявляется во всем, даже в методах освоения этой профессии. Здесь навыки передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. Александра основам ремесла и необходимым приемам обучал дед. Конечно, было и среднеспециальное образование (металлообработка), но все же тонкости профессии постигал под руководством старшего наставника. Прошло много лет, теперь и сам Александр передает бесценный опыт, учит других кузнецов. Правда, сына у него нет, зато есть племянники, которые уже работают с ним наравне.

- Не каждому дано быть кузнецом, - делится своими  мыслями Александр. - Тут должно сложиться вместе несколько очень важных вещей. Ты можешь хорошо знать саму технологию, но не иметь при этом фантазии, можешь быть хорошим художником, но бояться молота или раскаленных искр. Много чего. Вообще я считаю, что кузнецом нужно родиться, а все последующие вещи лишь отшлифовывают данное богом мастерство.


Все эскизы кузнец придумывает сам. Конечно, есть определенные, годами выработанные узоры, но чтобы не повторяться, приходится каждый раз менять детали, добавлять, или наоборот, убирать что-то.


Для Александра его работа — это источник энергии:
- Когда долго не работаю, становится как-то не по себе, - говорит Александр. - А когда работаешь много — усталость не чувствуется. Смотришь на огонь в горне — и будто прибавляются силы.  

 

Святое дело

На личном счету Александра множество выкованных изделий – какие-то проще, какие-то сложнее. Но один заказ он до сих пор вспоминает с каким-то трепетом.


- Это был сложный заказ – надо было обковать Дивеевский монастырь, - рассказывает Александр.- Работы было очень много, временные рамки поставлены сжатые… Но тем не менее, было огромное желание работать, и уверенность в том, что все успеем и сделаем хорошо. Так оно и получилось. Работали много, но усталости не чувствовалось. 


Александр после этого часто приезжает в Дивеево, уже не в качестве подрядчика, а как паломник и гость. Недавно подарил матушке-настоятельнице свой кованый подсвечник:
- Я в своей профессии – сапожник без сапог, - смеется Александр. – Всем кую различные вещи, а в своем доме почти ничего нет. Только сделаю что-нибудь для себя – сразу кому-нибудь дарю – так получается.

 


Анна Разумовская

Автор благодарит за помощь в подготовке материала

мастерскую «Русская ковка» и лично Александра Борисовича Логинова

 
 
Салон Арок

Изготовление каминных порталов, арок, арочных дверей, стеновых панелей, кессонных потолков из массива дерева. Мебель. Лестницы

Проектирование и реализация. Декорирование

Декоративные штукатурки, обои, краска, пробковые покрытия

Мягкая и корпусная. Аксессуары. Предметы интерьера. Арки

 

 

Готовый дом 6х6, 50 кв.м, 2 этажа, КП "Абрикосовка", земельный участок10,5 сотки

 

 

 

Лофт

Богемный и изысканный. Статусный и минималистичный

 

Замечательная пробка

Пробковые покрытия для стен и пола

 

Лестница как артобъект

Украшение вашего интерьера

 

Старый добрый голландский шкаф

История и современность

 

Выбираем цвет

для интерьера

lki-nn.ru - Ландшафт. Коттедж. Интерьер

Зарегистрировано как электронное СМИ

(свидетельство Эл.№ФС7752736

от 01.02.2013 г.)

Учредитель: ООО "Сардана"

Гл. редактор: Кулинич И.Н.


Тел.: (831) 415-17-60,
8-951-905-14-22
E-mail:
lki-nn@mail.ru

 

+7

 
 
 
 
Яндекс.Метрика