Портал о строительстве дома, обустройстве интерьера, создании своего сада
 
 
 
 
 
Витраж
 

Витражи

 

Игра света и цвета, сказочная атмосфера, особое настроение – такие ощущения создает натуральный витраж. Даже простой абажур или небольшая вставка в дверном полотне способны полностью изменить интерьер, превратить его в сказочную комнату средневекового замка.


Из истории цветных стекол

Витраж – это сюжетная или орнаментальная декоративная композиция из фрагментов стекла или другого сходного материала, который способен пропускать свет. Куски стекла в витраже разделяются металлической растяжкой.

Витражи имеют древнейшую историю. Простейшие витражи и мозаика использовались еще в Древнем Египте со второго тысячелетия до нашей эры. Также известно об использовании витражей в раннехристианских базиликах в Древнем Риме (1 в.н.э.). Но истинный расцвет витражного искусства начинается в эпоху готики, когда обогащается цветовой набор стекол витража, усложняются сюжетные композиции. Изначально витражи были церковным атрибутом, но потом эти цветные панно из стекол плавно переместились в светские интерьеры.

В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов. Бурный расцвет интереса к витражному искусству пришелся на начало XIX века. Витражи в то время называли «транспарантными картинами» (от французского transparent – прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. В этот период Европа еще не могла поставлять витражи на внешний рынок, поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не современные работы мастеров, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV-XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские. Император Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и способствовал их распространению по всей империи, но прежде в столице империи – С.-Петербурге. Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера – той изюминкой, благодаря которой в любом помещении появлялся налет европейского средневековья. Стоимость «готических окон» в то время была невероятно высока.

В то же время витраж появляется и в церковной архитектуре – в алтаре Исаакиевского собора в Петербурге. Витражное изображение Воскресшего Спасителя не смогли сделать в России, и заказ выполняли немцы. В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора и с тех пор его не покидал. Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия.
Впоследствии витражи стали распространенным элементом в убранстве православных храмов, а иконографическая схема витража Исаакиевского собора часто использовалась при росписи алтарных окон русских церквей в разных городах России.

 

Витраж Исаакиевского собора

Витраж Исаакиевского собора
 

Сегодня техника производства витражей шагнула далеко вперед, увеличились возможности производства витражного стекла, расширилась цветовая палитра, усовершенствовались инструменты и способы обработки. Увеличились художественные возможности применения витража.

Создание витража – трудоемкий процесс. На это может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от сложности заказа и мастерства витражиста. Опытный мастер делает заказы достаточно быстро и качественно. Витражи бывают простые (несложные линии, резать стекла для которых просто), бывают более сложные (различные орнаменты – животные, птицы, цветы). В любом случае, сначала рисуется эскиз, потом его переносят на бумагу в натуральную величину, затем подбирают стекло, режут. Дальше витраж собирают, скрепляют. И…волшебство начинается.


Тиффани, фьюзинг, кастинг

Классический наборный витраж представляет собой набор цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку, скрепленных специальным свинцовым, медным или латунным профилем. В этих витражах применяется силикатное разноцветное стекло. С древних времен для скрепления стекол в витраже использовался свинцовый профиль. Сегодня он используется редко – в основном классические витражи выполняются в латунном, медном и других жесткометаллических профилях.

Революционные изменения в изготовлении витражей в конце ХIХ века внес американец Луис Камфорт Тиффани. Он изобрел новую технологию производства витражей, где стеклянные детали оборачивают медной фольгой, спаивают оловом и покрывают патиной. Сам Тиффани был ювелиром по профессии, что оставило отпечаток и на его витражных работах. В результате появились оригинальные произведения искусства из стекла. Витражи стали намного изящнее, но при этом и прочнее. Техника изготовления витражей получила имя своего создателя. Изначально в технике Тиффани изготавливали только абажуры для ламп, но со временем сфера применения таких витражей серьезно расширилась.



Витраж. Студия витражей Gamma

Фото предоставлено студией витражей Gamma

 

Большое значение в производстве витражей имеет применение в нем техники фьюзинга. Фьюзинг (с англ. – сплавление, спекание) стекла происходит в печи, при высокой температуре. В результате разные кусочки витражного стекла спекаются в единую, монолитную композицию. Применение фьюзинга в изготовлении витражей помогает создавать удивительные шедевры, достигать интересных визуальных эффектов.

К сожалению, сейчас немногие используют технику великих мастеров прошлого, ведь она трудоемка, требует наличие художественного вкуса, большой сосредоточенности и полной отдачи.

Кастинг – технология, которая более известна под названием «муранское стекло». Для отливки витражей используют формы из металла с рельефными углублениями. Расплавленное цветное стекло заливают в формы, которые определяют силуэт и объем. Кастинг отличается от фьюзинга тем, что металлические рельефные формы придают фрагментам витража не только силуэт, но и объем.


Витражные свойства

Витраж практически вечен. Стоит взглянуть на окна готических храмов, которые стоят несколько веков. Единственное, что может случиться, – это разобьется пара стекол. Но такой недостаток у натурального витража легко устранить – нужно просто заменить поврежденные детали. И здесь не важно, кем и когда сделан витраж, ведь любой хороший мастер сможет отреставрировать витраж достаточно легко. Главное, чтобы изначально работа была сделана качественно.

Витраж настраивает на определенный лад, создает неповторимую атмосферу, полностью меняет окружающее пространство, внося красоту и создавая удивительный мир. Окрашенные лучами света цветные стекла будто оживают на ваших глазах, каждый раз смотрятся по-новому, благодаря чему витраж никогда не надоедает и всегда радует своей красотой. Но это лишь в том случае, если он гармонично вписан в интерьер помещения, не смотрится как чужеродный элемент.

Витражи имеют широчайшую сферу применения. Их используют в качестве окон, дверных вставок, межкомнатных перегородок, потолочных и настенных светильников, декоративных панно, мебельных фасадов, составной части стеклопакета и т.д.

 

Накладной витраж

Накладной витраж внешне похож на классический. При этом стоимость ниже, время изготовления
меньше, а сама конструкция изготовлена из цельного листа стекла, что позволяет эффективно
использовать накладной витраж при оформлении больших поверхностей. ИП Крылов



Натуральный витраж – это высокохудожественное произведение отличного качества, которое является эксклюзивным и элитарным, а значит дорогим. Но, как и любое произведение искусства, витраж может стать не только прекрасным декоративным элементом, но и отличным вложением средств.


Псевдовитражи

Псевдо- или фальшвитраж – техника, которая возникла в 70-х годах прошлого века и со временем получила широкое распространение в силу относительно невысокой стоимости. Цветные фрагменты наносят на стекло при помощи ярких пленок, лаков, лавсановых покрытий и других материалов.

При качественном изготовлении витража, неискушенные ценители могут и не заметить разницы между классическим витражом и фальшвитражом. Помимо всего, псевдовитражи имеют такие преимущества, как возможность сборки в стеклопакеты без нарушения свойств оных и всевозможную гибкость и пластику линий в дизайне. Благодаря своей небольшой массе фальшвитраж хорошо подходит для установки в подвесные потолки.

Однако такая имитация все же не сможет заменить настоящий витраж ни по долговечности, ни по особому ощущению, которое дают настоящие цветные стекла.

 

Материал подготовила Анна Разумовская

 

Проекты интерьера с использованием витража

 

Дизайнеры Ирина Громова, Татьяна Яковенко

 

Дизайнер Людмила Понизовкина

 

Дизайнер Екатерина Команина

Дизайнер Ольга Вареник

 

 

Галерея:

 
 

Мягкая и корпусная. Аксессуары. Предметы интерьера. Арки

Декоративные штукатурки, обои, краска, пробковые покрытия

Салон Арок

Изготовление каминных порталов, арок, арочных дверей, стеновых панелей, кессонных потолков из массива дерева. Мебель. Лестницы

Проектирование и реализация. Декорирование

 

 

Готовый дом 6х6, 50 кв.м, 2 этажа, КП "Абрикосовка", земельный участок10,5 сотки

 

 

 

Лофт

Богемный и изысканный. Статусный и минималистичный

 

Замечательная пробка

Пробковые покрытия для стен и пола

 

Лестница как артобъект

Украшение вашего интерьера

 

Старый добрый голландский шкаф

История и современность

 

Выбираем цвет

для интерьера

lki-nn.ru - Ландшафт. Коттедж. Интерьер

Зарегистрировано как электронное СМИ

(свидетельство Эл.№ФС7752736

от 01.02.2013 г.)

Учредитель: ООО "Сардана"

Гл. редактор: Кулинич И.Н.


Тел.: (831) 415-17-60,
8-951-905-14-22
E-mail:
lki-nn@mail.ru

 

+7

 
 
 
 
Яндекс.Метрика