Портал о строительстве дома, обустройстве интерьера, создании своего сада
 
 
 
 
 
 

Сила традиций

 

Китайские строительные и архитектурные приемы, кроме ярко выраженного своеобразия, отличаются от других восточных, и тем более европейских, приемов устойчивостью своих традиций. Все основные приемы, как конструктивные, так и декоративные, сложились еще в древности и сохранялись с небольшими изменениями. И хотя Китай, в том числе и в строительстве, воспринял немало иноземных влияний, устойчивость его культуры в том и выражается, что все новшества переосмысляются и заимствованные элементы никогда таковыми не выглядят, а воспринимаются как исконно китайские.


Строительное прошлое

Первые жилые сооружения на территории Китая известны с V тысячелетия до н.э. Тогда в долинах рек Хуанхэ, Вэйхэ и Ханьшуй жили родовые общины, строившие свои круглые или квадратные в плане, заглубленные в землю хижины на защищенных валом и рвом городищах. В центральной части такого поселения располагалось обширное прямоугольное здание культового назначения, за пределами поселка располагалось кладбище.

Первые города появились несколько позднее, в XVI-XVII вв. до н.э., тогда же сложились и градостроительные принципы. Прямоугольный в плане город, ориентированный по оси север-юг, пересеченный магистральными улицами, идущими от северных ворот до южных и от западных до восточных, разбитый на прямоугольные жилые кварталы, с выделенным центром – таков своеобразный канон градостроительства, неуклонно соблюдавшийся впоследствии. Первый трактат об архитектуре «Чжоу ли», относящийся к III веку до н.э., закрепил иерархическую структуру города, и в нем указывались размеры и расположение зданий, основных магистралей и окружающих стен. Это время, эпоха Воюющих царств, считается временем наивысшего развития древнекитайской архитектуры: именно тогда, при легендарном императоре Цинь Шихуан-ди началось строительство Великой Китайской стены.

Но окончательно принципы китайской архитектуры сформировались к III веку н.э. Дворцы того времени, к сожалению, не сохранились, однако известно, что существовал дворец, целиком построенный из сандалового дерева, распространявший благоухание на много километров вокруг. Сохранились также упоминания о сооружении «Тянь и Тай» – большом зале с колоннами из золота и серебра, возвышающемся на мраморной платформе высотой 28 метров. Тогда же начали строить пагоды. В V веке, когда север и юг Китая вновь объединились, был создан единый стиль архитектуры. Его основные конструктивные формы с небольшими изменениями сохранились до конца XIX века.

 


 

В VI-VIII вв. сложились и основные типы построек. Это, в первую очередь, «дянь» – прямоугольное сооружение на земляной платформе, обложенной каменными плитами. Этот тип зданий – основа всей китайской архитектуры. Также существовали многоэтажные постройки «лоу» или «гэ», надвратные башни «тай» и разнообразные беседки «тин», галереи «лан». Принесенные из Индии вместе с буддизмом пагоды (баота) строились по тем же принципам, что и традиционные китайские башни. Изначально они были невысокими и квадратными в плане, но с развитием технологий стали появляться многогранные и многоярусные пагоды.

В Китае издавна применяли поточный метод строительства, позволяющий вести бесперебойные и непрерывные строительные работы независимо от погодных условий. Китайские строители заранее знали размеры деталей дома, принятых за эталон, и, изготовляя их порознь, собирали постройки. О скорости такого строительства свидетельствует тот факт, что грандиозный Запретный город в Пекине (сейчас музей Гугун), насчитывающий более 1 тысячи помещений и площадью около 720 тысяч кв.м, был построен всего за 13 лет.


Города и жилые строения

Регулярная планировка китайских городов связана с принципом «фэн-шуй», согласно которому все здания и города в целом ориентировались главным образом на юг. В Китае существовал целый ряд градостроительных принципов. Так, императорская и административная часть города располагалась в центре и выделялась в окруженный стенами «Запретный город», а все важнейшие здания размещались вдоль главной магистрали, идущей от южных ворот к северным, и выделялись по высоте. Расположение и высота здания целиком определялись его функцией и социальным положением владельца. Высота жилых домов простых граждан не могла превышать одного этажа. По этим причинам возникала своеобразная объемно-пространственная композиция китайского города, весьма способствующая живописности пейзажа. Эта живописность многократно усиливалась цветовым решением крыш зданий. У императорских зданий крыши красились в золотисто-желтый цвет, у городских храмов и у чиновничьих домов – в зеленый, иногда встречается синий цвет (храм Неба в Пекине), а крыши башен покрыты серой черепицей, иногда с зелеными краями.

 


Традиционная жилая усадьба – это ряд одноэтажных построек, обращенных окнами во двор, разделенный пополам стеной с дверью на жилую и хозяйственную части. Усадьбы строились двух типов: «сыхэюань» и «саньхэюань». Отличались они друг от друга только количеством павильонов, окружавших дом. Органичной частью дома и усадьбы были дворы, которые позволяли создавать постепенно раскрывающиеся пространства. Композиция всего комплекса выстраивалась по оси симметрии. Легкости и насыщенности светом добивались благодаря фигурным окошкам – входам, колоннам и загнутым карнизам крыш. Богатые усадьбы в планировке воспроизводили в меньшем размере императорские дворцы.


Технологии и материалы

Для традиционной китайской архитектуры характерен ряд особенностей, обусловленных спецификой природно-климатических условий, национальным колоритом, социальной иерархией и т.д. Так, характерной чертой является преобладание деревянных конструкций. Строители вкапывали в землю деревянные столбы и соединяли их горизонтальными балками, на которых возводили кровельную конструкцию и покрывали ее черепицей. Пространство между столбами заполнялось кирпичами или другим материалом, образуя стены. Китайская мудрость гласит: «Стена дома может обвалиться, но дом не разрушится». Стены дома не выполняли функцию несущей конструкции, и в случае землетрясения, даже если стены обваливались, сам каркас оставался невредимым. К тому же, дерево обладает гибкостью и упругостью, что позволяет деревянным постройкам выдерживать даже мощные подземные толчки.

Деревянные каркасы дома позволяли древним зодчим по желанию менять планировку здания, использовать разнообразные материалы для заполнения стен. На севере использовали глину и кирпичи, а на юге – доски или тростниковые плети.

Особое своеобразие традиционной китайской архитектуре придают изогнутые силуэты высоких китайских крыш. В Китае считалось, что демоны и злые духи избегают изогнутых линий, так как могут двигаться только по прямой. Вообще, и массивность, и изогнутость китайских крыш связаны не столько с декоративным моментом, сколько с конструктивными особенностями. Для крыш никогда не делали стропил, а пользовались стоечно-балочной системой, поэтому крыша была очень высокой и массивной. При такой конструкции только изогнутая форма могла уменьшить массу крыши почти на треть и придать всему сооружению легкий и изящный силуэт. Сильно выдвинутый над поверхностью стены карниз, загибаясь вверх, позволял свету беспрепятственно проникать в дом. К тому же дождевая вода стекала с крыши на достаточном удалении от самого сооружения. Но такая малозначительная, казалось бы, деталь, как форма карниза, сыграла свою роль в том, что деревянные храмы, простояв 800 лет, прекрасно сохранились. Конечно, такому долголетию способствовало еще и исключительное качество кровельного материала. Керамическая черепица цилиндрической формы укладывалась на поверхность крыши, скрепляясь на стыках при помощи специального профиля и фигурок волшебных животных, называемых цян-шоу. Они, помимо своего утилитарного предназначения, выполняли еще и роль защитников дома от злых духов. Коньковым завершением служила похожая конструкция, но вместо цян-шоу использовались керамические «зажимы» джэнь-вэнь – те фигурки, что придают китайским зданиям «рогатый» вид. Тяжелый и выдвинутый карниз поддерживался системой специальных кронштейнов доу-гун, которые позволяли так распределить массу крыши, что здание приобретало дополнительную устойчивость.

Обилие деревянных сооружений не было следствием того, что ощущался недостаток в камне, – это следствие изобилия богатых смолою лесных пород, пригодных для стройки. Камень и кирпич применялись лишь для частей зданий, подверженных воздействию сырости.

Каменные постройки в Китае существовали уже более трех тысяч лет назад. Распространение кирпичного и каменного строительства и постепенная замена деревянных строений на кирпичные и каменные началось при династии Тан (618-907 годы н.э.). До наших дней сохранился мост в Чжаочжоу, построенный в 605 году.

Появление в Китае названия «золотой кирпич» можно объяснить двумя факторами. Одна из причин – при постукивании по кирпичу слышался звонкий звук, напоминавший металлический звон. Вторая причина такого названия кроется в его цене. Производство такого кирпича было довольно накладным занятием, требующим вложения серьезных материальных и трудовых ресурсов, что мог себе позволить далеко не каждый, даже обеспеченный человек. Это был кирпич очень высокого качества, предназначенный для императорских дворцов. Технология изготовления золотого кирпича должна была неукоснительно соблюдаться во время всего производственного процесса. Она включала в себя выбор глины с подходящими характеристиками, а, если же не находилось достаточного количества нужной глины, то применялись методы искусственного получения глины с необходимыми параметрами. После подготовки глины следовала ее формовка, затем заготовки кирпичей отправлялись на сушку, а по истечении определенного количества времени подвергались обжигу. Сам процесс обжига был наиболее трудоемким и энергозатратным. Первый месяц кирпич обжигался на тлеющей шелухе, второй – на древесных щепках, а третий – обжигался на ветках. На завершающем этапе обжиг происходил на сосновых ветках сорок дней, т.е. в общей сложности 130 дней. Работы по укладке золотого кирпича также велись без излишней суеты – каменщики обязаны были вести кладку без какого-либо даже намека на наличие щелей. Сам кирпич подвергался полировке и дополнительной обработке в виде пропитки сырой нефтью, после чего приобретал цвет блестящего черного нефрита.

Крайне редко возводились сооружения из металла. При возведении металлических зданий, в основном пагод, использовалась специальная замковая система, сообщавшая зданию необходимую прочность.

 

Материал подготовил Иван Фрейн
При подготовке статьи использованы материалы сайтов
www.panasia.ru, www.chinatrips.ru, kirpichdelo.ru

 
 

на воду. Насосы

Срок службы до 40 лет

Кровельные и фасадные материалы

Металлочерепица, гибкая черепица, сайдинг, водосточные системы. Монтаж кровли.

Тел. (831) 423-66-57

Котлы. Печи. Теплые полы. Монтаж. Сервис

 

 

Готовый дом 6х6, 50 кв.м, 2 этажа, КП "Абрикосовка", земельный участок10,5 сотки

 

 

Проекты домов

разных размеров, из разных материалов

 

Технология строительства "Двойной брус":

эстетично и экологично. Новинка!

 

Что такое декинг?

Террасная доска

 

Схема правильной кровли

Такой должна быть крыша вашего дома

 

Эковата -

лидер среди изоляционных материалов

lki-nn.ru - Ландшафт. Коттедж. Интерьер

Зарегистрировано как электронное СМИ

(свидетельство Эл.№ФС7752736

от 01.02.2013 г.)

Учредитель: ООО "Сардана"

Гл. редактор: Кулинич И.Н.


Тел.: (831) 415-17-60,
8-951-905-14-22
E-mail:
lki-nn@mail.ru

 

+7

 
 
 
 
Яндекс.Метрика