Портал о строительстве дома, обустройстве интерьера, создании своего сада
 
 
 
 
 

Экскурс в историю

 

Характерной особенностью народного зодчества Нижегородского Поволжья является то, что оно складывалось на стыке распространения различных типов русского жилища. В Нижегородской губернии были широко развиты многочисленные кустарные промыслы, что тоже наложило отпечаток на быт, культуру и архитектуру. Именно для того чтобы проследить значительное число основных типов русского дома и его местные модификации, в 1968 году и начал создаваться Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья, экскурсию по которому мы сегодня устроим.

 

В 1969 году под музей было выделено 38 га земли на территории памятника природы Щелоковский хутор. Первоначальная идея автора концепции и генеральной планировки музея Ю.Г.Самойлова была в разделении музейной территории на 5 экспозиционных зон:

  • поволжскую северо-западную;
  • поволжскую юго-западную;
  • северную;
  • срединную;
  • южную.

3 июня 1973 года музей принял первых посетителей. Тогда к показу были подготовлены 6 объектов поволжской зоны музея, перевезённых из заволжских районов Горьковской области. В последующие годы в музей были перевезены ещё 9 памятников деревянного зодчества. Но, к сожалению, был создан лишь один сектор из пяти предполагаемых, и концепция Ю.Г. Самойлова так и не была полностью реализована.

 
Одним из первых объектов, которые мы видим на территории музея, является дом Павловой из д. Раково Ковернинского района. Он был перевезён в музей и отреставрирован в период 1981 – 89 гг. Автор проекта – Ю. Г. Самойлов.
 

Дом Павловой, музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья

Дом Павловой из д. Раково Ковернинского района

 

Этот двухэтажный дом под четырёхскатной тёсовой кровлей (середина ХIХ в.) с развитой планировкой принадлежал крестьянину–предпринимателю. Он относится к так называемым избам с горницей на вереях, т.е. на воротных столбах, представляющих собой подобие портала. Над воротами, ведущими в крытый двор (типичное современное решение), устроена горница и за ней моленная. Слева и справа жилые помещения с русскими печами, кладовками и мастерской. В сени второго этажа ведут лестницы на тетивах (балках, расположенных сбоку от ступеней). Сооружение (17х23 м в плане) включает в себя также бревенчатый двор с сеновалом на втором этаже и взвозом, на который могла заехать повозка с лошадью. Подобная конструкция типична для региона по берегам рек Керженец и Узола и севернее до Унжи и вполне функциональна для проживания тогдашних обитателей, имевших своё дело.
 
 
Однако над кровлей мы видим ложный мезонин, обозначенный трёхчастным широким окном и балясинами (более похожими на колонны), объединёнными выдающимся за фронтон портиком вогнутой формы и роскошной раковиной над карнизом слухового окна. Подобные детали (надо полагать, что раковина, портик и парные колонны – типичные элементы академического стиля – в рассматриваемом памятнике заимствованы из усадебной архитектуры) должны были подчеркнуть статус хозяев, их стремление выделиться, иначе говоря «пофорсить». Сочетание столь разнонаправленных конструктивных решений можно объяснить и тем обстоятельством, что дом неоднократно перестраивался, разрастаясь в плане и изменяясь в пропорциях.
 

И всё-таки, во многом благодаря декору (узор по фризу, наличники и ставни), дом сохраняет исконный характер русского зодчества, ярко выраженный в богатой корабельной глухой резьбе. Сложный, изысканный, «книжного» стиля узор волнообразного побега с крупными листьями и завитками завершает изображения берегинь (фараонок), оберегающих символов в славянской мифологии, и львов (котиков), пришедших к нам из орнаментов дворцов Византии. Стоит заметить, что глухая резьба в домовой архитектуре левобережья Верхней Волги сложилась в результате развития в этом регионе судостроения, а с его упадком переносилась местными мастерами в домостроительство. Знаменательно и то, что на вереях узор корабельной резьбы соседствует с орнаментом старшего (более примитивного бытового, закрепившегося в орнаментах Городца) стиля, характерного для украшения ткацких станов, прях, рубелей и подобных предметов.

 

Перед домом Павловой мы можем увидеть амбары – небольшие помещения для хранения зерна. Это простейшие неотапливаемые срубы, покрытые двухскатной кровлей из соломы (чаще – щепы). Перед входом – площадки с навесом для удобства разгрузочных работ. Внутри были устроены сусеки, закрома для хранения пшеницы, ржи, овса.

 
Отдельная история – амбар Коневой, вторая половина XIX в., д. Малая Дубрава Семёновского района, являющийся памятником федерального значения. Он приятно отличается от подобных построек изящными пропорциями, более схожими по настроению с неким праздничным или лубочным стилем, хотя само строение, небольшое в плане, не имеет окон (за исключением волокового оконца в верхней части с торцевой стороны).
 

амбар Коневой, музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья

Амбар Коневой, вторая половина XIX в., д. Малая Дубрава Семёновского района

 

На фасаде этот амбар имеет выступ-повал на резных добротных, «в фасон» столбцах прямоугольной в сечении формы. Композиция образует изящную и довольно просторную галерею, а отёсанные арочки теремкового стиля перед входом ещё более подчёркивают необычность постройки сугубо бытового назначения.

 
Возвращаясь к жилым постройкам, нельзя не отметить избу Обухова, середина XIX в., д. Ульянково Городецкого района, перевезённую в музей одной из первых, в 1968-1969 гг.
 
Строение представляет собой тип «трёхчастной избы в одну связь» (т.е. в линию) на невысоком подклете. Состоит оно из зимней избы, выходящей лицевым торцом на улицу, и расположенных за ней сеней и горницы – жилого помещения, которое зимой могло использоваться для хозяйственных нужд. Под горницей – подполье, куда можно попасть из перехода, ведущего во двор.
 

изба Обухова, музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья

Изба Обухова, середина XIX в., д. Ульянково Городецкого района

 

В верхней части фасада, под двускатной кровлей мы видим вполне приятное украшение причелин традиционными полотенцами пропильной работы, сохранивших на нижних полях исконный мотив солнцеворота. Кровля, а соответственно, и полотенца вынесены на достаточно большое расстояние от стен сруба. Это характерное отличие построек Русского Севера, обусловленное обилием природных осадков и вместе с тем отсутствием отмостки. В тимпане слуховое окно обрамлено накладной в виде раковины, вырезанной по гладкой доске, и балясинами «в половину». Фасад украшен по карнизу непропорционально широкой фризовой доской глухой резьбы. Основной мотив орнамента – цветочные розетки в окружении кудрявых лиственных завитков – выполнен на манер хохломской художественной росписи. Наличники (раковина в центре и цветущие ветви по краям – сочетание новой, привитой из книжной орнаментики, композиции) просты и незатейливы, а филёнчатые ставни имеют геометрический орнамент в сочетании солярных (круги) и охранительных (ромбы) символов и раскрашены в жёлтый и синий цвета. Крыльцо на боковом фасаде выглядит приземисто, а карниз из подшивных досок, борта и столбцы просты и лаконичны.

 

Дом крестьянина Пашкова из д. Перелаз Семеновского района, вторая половина XIX в. – лишь часть комплекса из двух изб, летней и зимней, и крытого двора между ними. Это высокий, рубленный из толстых брёвен дом, который служил летней избой, а зимняя изба, к сожалению, не сохранилась.

 
Традиционно устроена кровля дома: слеги (жерди) положены на брёвна фронтона («самца»), на слеги настлано два слоя тёса с прокладкой из бересты, нижние концы досок заведены в осиновые желоба – «потоки», которые опираются на корневища ели, называемые «курицами». На главном фасаде большое слуховое окно, у которого висит подлинный скворечник этого дома. Красивые причелины с неглубоким орнаментом в виде верёвочки с розетками и городками заканчиваются полотенцами. Наличники окон обработаны городчатым орнаментом по карнизам, накладными розетками и ромбами, резными узорами на филенчатых ставнях. Дом смотрит на улицу «красными» окнами. На боковых фасадах – по волоковому окну, одно из них закрывается изнутри доской – волоком.
 

дом Пашкова, музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья

Дом крестьянина Пашкова из д. Перелаз Семеновского района

 

Устроен широкий подклет (нижний этаж здания) – суровые зимы и осенняя непогода заставляли крестьян строить дома повыше от снега и сырости.

Ещё одной важной вехой в русской деревянной архитектуре, конечно, являлось строительство церквей. Поэтому мы не смогли обойти их стороной, тем более, что на территории музея их целых две.
 
 
Небольшая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, постройки 1672 г., из с. Зелёное Городецкого района входила в комплекс из двух церквей – холодная летняя Воскресенская церковь 1720 г. постройки не сохранилась. Строение было перевезено в музей в 1970 году, а его реставрация была закончена в 1972 году.
 
Она принадлежит к типу клетских церквей: рубленый деревянный храм, в основу которого положен четырёхугольный в плане сруб, или клеть, подобный тому, из какого состоит изба.
 
Покровская церковь состоит из трёх частей разной высоты: трапезной, освещаемой лишь одним волоковым окном, основного помещения с волоковым окном на северном фасаде и двумя косящатыми окнами на южных фасадах и пятистенного алтаря с тремя более поздними косящатыми окнами. С западной стороны пристроено крыльцо – паперть. Трапезная и молельный зал срублены из толстых сосновых бревен с углами в обло, то есть с короткими остатками (такая связь бревенчатых конструкций наиболее распространена), алтарная часть – из брусьев, перевязанных между собой без остатка «в лапу».
 
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, постройки 1672 г., с. Зелёное Городецкого района

 

Все объёмы постройки – алтарь, церковь, трапезная, паперть (крыльцо) – расположены по одной оси, а средний объём значительно выше других.
 

Центральный объём церкви (кафаликон) покрыт тёсовой кровлей на курицах и увенчан небольшим четвериком («в лапу») с главкой «на шее», крытой серебристым осиновым лемехом с городчатым наружным концом. Более низкие объёмы трапезной и алтаря покрыты двускатной и пятискатной крышами. Тёсины заметно вынесены за линию фасада, имеют копьевидные окончания. Коньковые бревна – «охлупени» – украшают прорезные доски – «гребни». Причелины трапезной украшены также прорезными полотенцами традиционного орнамента, состоящего из солярных символов.

 

Покровская церковь, 1731 год, с. Старые Ключищи Кстовского района, памятник федерального значения, перевезена в музей в 1975 году. Она представляет собой многоярусный деревянный храм типа «три восьмерика на четверике» (композиционный приём возведения восьмигранного объёма на четырехгранном) с трапезной.

 

Трапезная и пятистенный алтарь покрыты редко встречающимися двускатными с переломом (почти мансардными) крышами. С запада и севера к церкви примыкает галерея – паперть на врытых в землю столбах, с односкатной тёсовой кровлей. Церковь имеет два входа – северный и западный. Окна – косящатые, со ставнями и железными решетками, поставленными в XIX веке. Четверик в плане вытянут по поперечной оси, поэтому такую же форму имеют все срубленные над ним восьмерики. Обширная трапезная не имела промежуточных опорных столбов. Облик церкви отвечает духу и традициям деревянного зодчества – изысканные пропорции, монументальная и вместе с тем устремлённая вверх композиция, сложная уступчатая форма крыш с копьевидным завершением тёсин, нарядная паперть-гульбище с высокими крыльцами. Основной объём церкви с небольшими, но крепкими колодами, окнами и дверями.

 

Покровская церковь, музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья

 Покровская церковь, 1731 год, с. Старые Ключищи Кстовского района

 

Словарь терминов:
Балясина (польск. balas, итал. balaustro, англ. banister) — небольшой столбик веретенообразной формы, поддерживающий перила ограждений.
 
Вереи – столбы, на которые навешиваются створки, полотнища ворот или навесной крюк и петля на воротах, дверях.
 
Волоковые окна – небольшое вытянутое по горизонтали оконце, выпиленное в высоту одного либо двух брёвен. Закрывается (заволакивается) изнутри тёсовой задвижкой.
 
Глава (маковка или главка) – наружное декоративное завершение на барабанах купольных церквей и мечетей.
 
Гульбище (от «гулять») — в древнерусской архитектуре галерея, обходящая вокруг здания. Возникла в деревянной архитектуре, приподнималась над землёй на столбах и перекрывалась односкатной кровлей, крытой лемехом, с подзорами.
 
Косоуры – опорные балки, находящиеся под ступенями лестницы.
 
Косящатые окна – проёмы, у которых брусовая обвязка в углах соединена наискось, следующий этап в развитии окон после волоковых.
 
Курицы – в славянской деревянной архитектуре концы еловых брусьев, вытесанных вместе с корневищем, которое загибается в виде крюка и поддерживает водотечник – жёлоб, идущий вдоль нижнего края тёсовой кровли. Вверху, у конька крыши, курицы крепятся перпендикулярно слеге. Другое название – кокоры (словен. kokora — «кривое дерево»).
 
Лемех (от «ломить») – тёсаная дощечка для покрытия глав. Дощечки вытёсывают топором из осины слегка изогнутыми, с зубчатым окончанием, и прибивают «внахлёст», каждую одним кованым четырёхгранным гвоздём (чтобы избежать вращения).
 
Личина (здесь) – металлическая пластинка, наличник с замочной скважиной у дверей, ящиков, сундуков с внутренними замками.
 
Мезонин (итал. мezzanino – «промежуточный») – надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон.
 
Охлупень – в русской деревянной архитектуре бревно, имеющее продольный паз, которое укладывают поверх конька тёсовой кровли. Охлупень своей тяжестью придавливает конёк, который скрепляет скаты кровли.
 
Паперть (от «переть» – идти, продвигаться) – внешний притвор церкви. В древнерусской архитектуре – широкое крыльцо, иногда крытое, обнесённое стенами, превращающееся в галерею.
 
Повал – расширение стен верхней части сруба постепенным напуском венцов, создающее дугообразный силуэт. Служит основанием шатров или скатных кровель, позволяет увеличивать вынос кровли и предохраняет стену от дождя.
 
Полотенца – вертикальные деревянные полосы с узорным краем, часто и со сквозной резьбой, несколько выдвинутые над фоном фасадной стены либо закрывающие торцы её брёвен.
 
Портик (лат. porticus) – крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие её или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава (балки), или посредством перекинутых между ними арок.
 
Причелина – доска на фасаде избы (обычно резная), защищающая от влаги торцы брёвен.
 
Слега (ст.-русск. «сляга» – жердь, тонкое, длинное бревно) – в деревянной архитектуре славян продольное бревно кровли. Слеги являются несущей частью кровли, их укладывают по скату фронтона. Вдоль нижнего края крыши к слегам крепятся курицы. Наверху вдоль «конька» проходит так называемая князевая (главная) слега. Она связывает стропила. Эту слегу из-за фигурных завершений называют также коньком или шеломом.
 
Сусек – отгороженное место в зернохранилище или амбаре для ссыпания зерна или муки.
 
Тетивы – опорные балки, расположенные сбоку от ступеней.
 
Тимпан – внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона

 

Увидеть все объекты вживую, задать интересующие вас вопросы и просто насладиться атмосферой заволжской деревни середины XIX века вы можете в Музее архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья, который расположен по адресу: Нижний Новгород, ул. Горбатовская, 41 (Щелоковский хутор)

 

Часы работы:

15 ноября — 15 марта 
с 10.00 до 16.00,
1 октября — 15 ноября и 15 марта — 1 июня 
с 10.00 до 17.00,
выходной – понедельник, 1 июня — 1 октября 
ежедневно с 10.00 до 19.00

 

Текст: Бугрова М. С., Сильверстов О. А.
Фото: Голубев А.И.
 
 

Котлы. Печи. Теплые полы. Монтаж. Сервис

Срок службы до 40 лет

Кровельные и фасадные материалы

Металлочерепица, гибкая черепица, сайдинг, водосточные системы. Монтаж кровли.

Тел. (831) 423-66-57

на воду. Насосы

 

 

Готовый дом 6х6, 50 кв.м, 2 этажа, КП "Абрикосовка", земельный участок10,5 сотки

 

 

Проекты домов

разных размеров, из разных материалов

 

Технология строительства "Двойной брус":

эстетично и экологично. Новинка!

 

Что такое декинг?

Террасная доска

 

Схема правильной кровли

Такой должна быть крыша вашего дома

 

Эковата -

лидер среди изоляционных материалов

lki-nn.ru - Ландшафт. Коттедж. Интерьер

Зарегистрировано как электронное СМИ

(свидетельство Эл.№ФС7752736

от 01.02.2013 г.)

Учредитель: ООО "Сардана"

Гл. редактор: Кулинич И.Н.


Тел.: (831) 415-17-60,
8-951-905-14-22
E-mail:
lki-nn@mail.ru

 

+7

 
 
 
 
Яндекс.Метрика