Портал о строительстве дома, обустройстве интерьера, создании своего сада
 
 
 
 
Главная > Интерьер > Это интересно > Мебель, придуманная голландцами
 

Мебель, придуманная голландцами

 

Голландия – страна, о которой сегодня мы много слышим, но мало знаем. Например, нынешнее государство именуется «Королевство Нидерланды», и, как утверждают, говорить «Голландия» – то же самое, что называть Россию Московией.


Так уж сложилось, что зрительные образы, характеризующие Нидерланды, ее традиции и обычаи, быт и жизненный уклад людей, населяющих «низинные земли», для нас в большей степени сформированы живописью «малых голландцев» – художников XVII века. Именно в то время (в конце XVI века) и появилась страна, существующая сегодня на карте.

 

Питер де Хох. Интерьер с фигурами

Питер де Хох. Интерьер с фигурами


Тогда же складывались те отличительные черты, которые позволяли сразу же узнавать вещи, сделанные в Голландии (иногда приходится все же пользоваться именно этим наименованием – в отличие от средневековых Нидерландов, государства, объединяющего территорию нынешних Голландии, Бельгии, Люксембурга и части Северной Франции).

 

Попробуем разглядеть подобные особенности в мебели. Задача и простая, и сложная одновременно.

 

С одной стороны, благодаря новому статусу страны на карте Европы и мира, голландские мастера использовали все новшества, появлявшиеся не только в соседних европейских странах, но и в странах Африки и Востока, с которыми Голландия вела торговлю. Поэтому, например, среди мебельных форм XVI - начала XVII века сразу весьма трудно определить какие-либо специфические конструкции.

 

С другой стороны, формируется своеобразный диапазон предметов мебели, характерный именно для бюргерской протестантской Голландии. Это были не парадные сложно декорированные формы, а мебель, удобная в домашнем быту, соответствующая небольшим, чисто убранным комнатам. И в каждой должны были находиться стул, стол и шкаф.

 

Главное место среди предметов меблировки в добропорядочном обществе отводилось шкафу («kast»), показателю успеха, продвижения по социальной лестнице и символу богатства и комфорта.

 

Шкаф-архив. 1500-1550.
Шкаф-архив. 1500-1550. Дуб, железо.
221х354х91 см. Рейксмузеум, Амстердам
 
Шкаф с резным готическим орнаментом. 1520-1530
 
Шкаф со скульптурным декором и фигуркой Венеры. 1600.
 
Шкаф с резным готическим орнаментом.
1520-1530. Дуб. 147х103,5х74,5 см.
Рейксмузеум, Амстердам
 
Шкаф со скульптурным декором и фигуркой Венеры. 1600. Дуб, черное дерево.
202х177х76 см. Рейксмузеум, Амстердам
 

Если в течение XVII века для украшения наиболее ценной мебели применялась резьба по дереву, то по мере приближения века к концу стал входить в моду новый, заимствованный из Франции, способ декора поверхностей – маркетри (инкрустация деревом по дереву). Посредником, очевидно, был голландский мебельщик Пьер Голль (ок. 1620-1684), работавший при французском дворе.


Мастер маркетри Ян ван Мекерен (1658 - 1733) прославился на весь мир. Ему приписывают авторство семи сохранившихся до настоящего времени предметов мебели со впечатляющим флоральным декором. Цветочные композиции ван Мекерена напоминают живопись – не только из-за точности воспроизведения роскошных букетов в вазе в окружении птиц и бабочек, но и в силу цветовой гаммы кусочков многочисленных пород дерева (от местных – остролиста, клена и барбариса до экзотических – розового и черного дерева).

Херман Доомер. Шкаф с отделкой из черного и палисандрового дерева и инкрустацией перламутром и слоновой костью. 1635-1645. Ян ван Мекерен. Шкаф-кабинет. 1695-1710
Херман Доомер. Шкаф с отделкой из черного и палисандрового дерева и инкрустацией
перламутром и слоновой костью. 1635-1645.
218х196х84 см. Рейксмузеум, Амстердам
 
Ян ван Мекерен. Шкаф-кабинет. 1695-1710.
Дуб, маркетри. 205х173х61 см.
Рейксмузеум, Амстердам
 

Об особом значении шкафа для голландцев свидетельствуют два примера. Во-первых, «Волшебный фонарь с интерьером голландского дома» (1655-1660) Самуэля ван Хохстратена (1627-1678). 

 

Во-вторых, такой интересный предмет, как кукольный домик («poppen cast»). Всю свою любовь к своему жилищу создатели и заказчики выражали в создании вещи, напоминающей шкаф-кабинет для хранения коллекций. Только вместо собрания редкостей там размещались все необходимые принадлежности бюргерского быта в миниатюре. И в этом принципиальное отличие голландского кукольного домика от всего того, что мы представляем сегодня под этим названием. Голландский кукольный домик – это скрупулезно созданные миниатюрные комнаты, расположенные на полках шкафа. Его содержимое не использовали в воспитательных целях и не считали игрушкой. Форма шкафа-кабинета со стеклянными дверцами, которые позволяли заглянуть вовнутрь, не нарушая лишний раз порядка в миниатюрных комнатках, подчеркивала определенное положение кукольного домика среди коллекционных предметов.


Современники говорили о подобных домиках как о части коллекции редкостей, формированием которых увлекались многие представители крупной буржуазии.


Кукольные домики традиционно передавались по наследству.

 

Кукольный дом Петронелле Ортман. Самуэль ван Хохстратен. Волшебный фонарь с интерьером голландского дома.
Кукольный дом Петронелле Ортман.
Ок. 1690. Дуб, черепаший панцирь, жесть.
255х189,5х78 см. Рейксмузеум, Амстердам
 
Самуэль ван Хохстратен. Волшебный
фонарь с интерьером голландского дома.
1655-1660. Дерево, масло. 58 x 88 x 60,5 см.
Национальная галерея, Лондон
 

В поисках фактов и объектов будущему автору учебника о голландской мебели придется обязательно отправиться в Англию. Дело в том, что статхаудер Вильгельм III (1650-1702) стал в 1689 году королем Англии, Шотландии и Ирландии, женившись на своей двоюродной сестре английской принцессе Марии II Стюарт (1662-1694). Англичане многое переняли в области знаний и техники от голландского «золотого века», кое-кто даже считает, что Британия «по сути дела, построена на том, что Нидерланды создали в XVII веке» (Геерт Мак).

 

Основные стилевые тенденции XVIII века (рококо, неоклассицизм), происходящие из Франции, не могли не отразиться на голландской мебели. Однако гораздо важнее были изменившиеся условия жизни внутри страны. Торговая гегемония сменилась скрытым могуществом денег. Сулящие большой успех, но рискованные проекты больше не вызывали интереса. Иностранцы все больше говорили о бросающейся в глаза бережливости и осторожности голландцев. Красноречивое свидетельство: вдова банкира и купца, живущая в Амстердаме в первой половине XVIII века, имела относительно скромный дом на канале и всего лишь пять слуг, а в Венеции, к примеру, она, несомненно, проживала бы в двух-трех дворцах.


Наиболее востребованными по-прежнему остаются шкафы, они стали больше, линии их корпусов соответствуют требованиям моды. Бюро-кабинеты и бюро-книжные шкафы, не известные во Франции, теперь стали популярными почти во всех странах Европы.

 
Бюро-кабинет. Ок. 1700. Шкаф-бюро. Ок. 1750
Бюро-кабинет. Ок. 1700. Орех, латунь, зеркало. Музей Виктории и Альберта, Лондон
 
 
Шкаф-бюро. Ок. 1750. Орех, маркетри.
Частная коллекция
 
 
Шкаф-горка. Ок. 1750. Секретер. 1780-1795.
Шкаф-горка. Ок. 1750. Орех, стекло.
Частная коллекция
 
Секретер. 1780-1795. Дуб, клен, атласное дерево, медь, веджвуд, бархат.
150,5х90,5х41,5 см. Рейксмузеум, Амстердам
 

XIX век, пожалуй, один из самых неблагополучных периодов всей голландской истории. Но заметные имена в истории мебели можно распознать.


Карл Брейстпраак (1795-1858) приобрел известность как мастер ампирной мебели. В образцах его работы, как утверждают специалисты, явно видны отличия от французских прототипов.


Братья Мэтью (1815-1889) и Виллем (1816-1881) Горрикс основали в Гааге в 1853 году первое фабричное мебельное производство. Сохранился архив, содержащий изображения каждого из выпущенных предприятием объектов. Это настоящая энциклопедия истории голландской мебели периода историзма.

 
Карл Брейтспраак. Сервант. 1815-1820. Франц Ксавье Фортнер. Настенный шкаф. 1844
 
Карл Брейтспраак. Сервант. 1815-1820.
Красное дерево, мрамор. 96 x 116 x 50 см. Частная коллекция
 
Франц Ксавье Фортнер. Настенный шкаф.
1844. Дуб, палисандр, черное дерево, медь, олово, панцирь черепахи, слоновая кость, перламутр. 72,5х46,5 см. Рейксмузеум, Амстердам
 

Новый дух овладел Голландией после Первой мировой войны, страна переживала экономический рост и промышленный бум. Литература, театр и изобразительное искусство экспериментировали с новыми формами.


Тогда и появилась мебель Геррита Ритвельда (1888-1964), во многом определившая судьбу дизайна XX века. Первыми объектами самостоятельной карьеры мастера из Утрехта стали стул и шкаф. Шкаф Ритвельда (1919) называют и «буфетом», и «сервантом», но по сути его конструкция – воплощение традиционного голландского шкафа кабинета.

 

Геррит Ритвельд. Сервант. 1919
Геррит Ритвельд. Сервант. 1919 (воспроизведение 1960-1970). Бук. 104x200x45 см
Музей изобразительных искусств, Монреаль
 

В XXI веке слово «шкаф» вряд ли кого-либо заставит испытывать трепет. Только если он никогда не видел объекты голландских дизайнеров (Тейо Реми, Юргена Бея, Кики ван Эйк и др.).

 

Тейо Реми. Комод «Нельзя уложить вос- поминания»
Тейо Реми. Комод «Нельзя уложить воспоминания», проект 1991, экземпляр № 22 из 200, составивших серию, 1993, экспозиция V&A. Клен, старые ящики, жгут. Высота от 100 до 145 см. Droog Design.
 
Мартен Баас. Шкаф-скульптура. 2007. Юрген Бей. Шкаф-дом (‘Linnenkasthuis’). 2002.
Мартен Баас. Шкаф-скульптура. 2007.
Сталь, орех. Carpenters Workshop Gallery,
Лондон
 
Юрген Бей. Шкаф-дом (‘Linnenkasthuis’).
2002. Мебель, текстиль, камень.
Studio Makkink & Bey, Нидерланды
 
Кики ван Эйк. Шкаф Sewing Boх
Кики ван Эйк. Шкаф Sewing Boх. 2010. Вяз, латунь.
246x230х50 см. Частная коллекция

 

Сегодня, как и в старину, голландская мебель - это и предмет купли-продажи, и экспонаты крупнейших музеев истории культуры, а также музеев современного искусства и дизайна.

 

Светлана Никольская

 

Читать еще:

 

Светлана Никольская. Мебель, придуманная архитекторами

 

Галерея:

 
 

Мягкая и корпусная. Аксессуары. Предметы интерьера. Арки

Проектирование и реализация. Декорирование

Декоративные штукатурки, обои, краска, пробковые покрытия

Салон Арок

Изготовление каминных порталов, арок, арочных дверей, стеновых панелей, кессонных потолков из массива дерева. Мебель. Лестницы

 

 

Готовый дом 6х6, 50 кв.м, 2 этажа, КП "Абрикосовка", земельный участок10,5 сотки

 

 

 

Лофт

Богемный и изысканный. Статусный и минималистичный

 

Замечательная пробка

Пробковые покрытия для стен и пола

 

Лестница как артобъект

Украшение вашего интерьера

 

Старый добрый голландский шкаф

История и современность

 

Выбираем цвет

для интерьера

lki-nn.ru - Ландшафт. Коттедж. Интерьер

Зарегистрировано как электронное СМИ

(свидетельство Эл.№ФС7752736

от 01.02.2013 г.)

Учредитель: ООО "Сардана"

Гл. редактор: Кулинич И.Н.


Тел.: (831) 415-17-60,
8-951-905-14-22
E-mail:
lki-nn@mail.ru

 

+7

 
 
 
 
Яндекс.Метрика