Портал о строительстве дома, обустройстве интерьера, создании своего сада
 
 
 
 
Главная > Интерьер > Антиквариат > О времени, культуре, вкусе и не только...
 

О времени, культуре, вкусе и не только...

 

Антиквариат всегда ассоциируется в сознании простого обывателя с чем-то дорогим, старинным, редким. Сознание рисует облик вещи, предмета искусства, книги, дошедшей до нас в единственном экземпляре, а то и вовсе уникальной — не имеющей аналогов. Общепринято, что коллекционирование антикварных предметов, да и просто владение ими — удел сильных мира сего, состоятельных и влиятельных людей. Но так ли это? Обязательно ли антикварная вещь должна быть редкой и дорогой? И что вообще стоит считать антиквариатом? Как найти место старинной вещи в интерьере современного дома или квартиры? На эти и другие вопросы  отвечает Олег Рябов, эксперт магазина «Нижегородская старина».

 

 

Ваза. Фарфор. Высота 62 см. Европа. ХХ век. "Нижегородская старина"

Ваза. Фарфор. Высота 62 см. Европа. ХХ век.

"Нижегородская старина"

 

О связи поколений

— Когда лет 15 назад все «новые русские» — внезапно разбогатевшие люди — начали строить шикарные коттеджи, особняки по 500, 1000, 1500 кв. м, 2-, 3-этажные, с лифтами и бассейнами — первые ощущения, которые меня настигали, когда я оказывался в таких домах, — это холод и стереотипность. Потом я понял, с чем это чувство связано: интерьер домов имел 100%-ное сходство с 5-звёздочным отелем. Дорогим, шикарным, но всё же отелем. Все поездки за границу этих «новых русских» привели к тому, что их дома стали похожи на гостиницы — однотипные и безликие. В них не было жизни. Не было связи с родителями, бабушками и дедушками — не было связи поколений. Не было разбросанных игрушек, окурка в фикусе... Да и фикуса самого не было! Всё какое-то искусственное, холодное... Живопись на стенах стандартная — её подобрали дизайнеры — неизвестный художник, картины посредственные... Но все эти особняки оказались увешанными этими холодными безликими «произведениями искусства», которые ни слова не говорят о пристрастиях, вкусе, душе хозяина дома.


Другое дело обычная парижская квартира учительницы русского языка, которая преподаёт в Сорбонне, — в ней чувствуешь тепло. Именно антикварные, старинные вещи и создают теплоту. И эта теплота одинаковая, что в простых русских квартирах, что в простых французских, что в простых американских. Должна обязательно присутствовать связь поколений, хотя бы трёх. Естественно ли, искусственно — может быть это не именно та вещь, которая была у вас в детстве или в детстве ваших родителей, но точно такая же — не важно. Такая вещь будет вас греть, и связь поколений обязательно возникнет.

 

 

Антиквариат. "Приют старины"
1. Часы настольные BREVETE, сер. ХIХ в., Европа, с двумя циферблатами.
Яшма. бронза. (Редкость). Высота 43 см.
2.  Зеркало настольное - настенное. Варшава. Конец ХIХ в. Бронза, серебрение. Высота 75 см.
3. Лампа керосиновая, Европа, нач. ХХ в. Бронза, фарфор, стекло. Высота 72 см.
"Приют старины"
 


Об интерьере

— Интерьер должен соответствовать душе владельца дома или квартиры. По интерьеру можно определить его внутренний мир, понять, как он живёт, определить уровень его внутренней культуры. Культура — это привычка, и она воспитывается в нас нашими бабушками и дедушками, нашими родителями. Поэтому предметы, связанные с нашими близкими, с нашим прошлым, обязаны присутствовать. Когда у меня спрашивают: «Купить эту вещь или нет?», я всегда отвечаю: «Если нравится, если тебя эта вещь греет — покупай». Главный критерий, когда покупаешь вещь в свой дом (неважно, антикварная она или нет), чтобы она нравилась, грела.

 

Антиквариат. "Приют старины"

1. Стол ломберный.  Красное дерево. Россия, первая половина XIX в. Стиль ампир.

2. Часы каминные «Тройка» (часы + два канделябра). Европа, конец XIX века. Камень, бронза.  

3. Фигура «Пишущий мальчик». Высота 58 см.  
4. Лампы парные. Фарфор, стекло, живопись. Начало XX века. Франция. Авторские. Высота 53 см.  
5. Фигура «Обнаженная на коленях». Европа. Начало XX века. Стиль модерн.
Бронза, камень. Высота 21 см. 
6. Чернильница «Дровосек». Чугун. Россия (Куса). Начало XX века. Высота 14 см.
«Приют старины»


Иногда, особенно если вещь дорогая, я предлагаю попробовать: взять вещь домой и проверить — приживётся или нет. Если она 3 дня простоит или провисит в доме и не будет раздражать, значит, её стоит купить. Но часто бывает, что даже самая уникальная вещь может не подойти, не лечь на душу. И либо она, в лучшем случае, отправится в чулан или в сарай, либо, в худшем, — на свалку.


Ни в коем случае не хочу сказать, что нужно обставлять квартиру старой мебелью, если квартира задумывалась в стиле hi-tech. Не нужно эклектики. Но уверен, что даже в квартире, полной металла и пластика, нашпигованной суперсовременной электроникой, найдётся место в спальне деревянной вешалке XIX века, или вазе начала XX века, работы Эмиля Голле, найдётся место на столике в гостиной, или набору из 20 — 30 курительных трубок найдётся место в шкафу за стеклом. Пускай ими даже не пользуются, но с каждым предметом связана какая-то история. Такие вещи будут греть не только хозяина. Они лучше всего скажут о том, что, помимо холодного публичного фасада, у него есть ещё и глубокое, личное, интимное — жизнь за кулисами.

 


Абсолютно неважно, крупный антикварный предмет находится у вас в доме или небольшой — всё равно на него будут обращаться взгляды. Для каждого такие вещи индивидуальны. И уже мастерство дизайнера включить эти вещи в интерьер так, чтобы они не выбивались из общего ряда.


О коллекционировании

— Есть специальные вещи, предназначенные для этого: монеты, бриллианты и т. п. Но они, в основном, хранятся в сейфах и будут приносить радость только тогда, когда ты их достаёшь и смотришь на них — раз в месяц или реже. Можно, конечно, заказать ту или иную вещь по каталогу — самому эксклюзивному, как, например, кольцо с бриллиантом от Cartier или Tiffany. Но всё равно, у таких торговых марок по миру несколько сот магазинов, и в каждом есть такой эксклюзивный каталог, а значит, есть и несколько сот таких же колец. Конечно, если купить такое кольцо, получится, что в России их будет всего 2 или 3, но ведь в Париже, Амстердаме, Лондоне или Лос-Анджелесе тоже есть такие кольца... А значит, они не уникальны, не индивидуальны. И одна мысль, что эта вещь сделана не в единственном экземпляре, а поставлена на поток, пусть и очень дорогой поток, не греет...
Другое дело статуя — фарфоровая, бронзовая, мраморная — она стоит в холле или прихожей, и её видишь каждый день.

 

Парные статуэтки "Теннис", бисквит. Зап. Европа, нач. ХХ в. "Нижегородская старина"

Парные статуэтки "Теннис", бисквит. Зап. Европа, нач. ХХ в.

"Нижегородская старина"

 

 

Каждый день можно получать с неё процент! Процент в виде положительных эмоций. Эта вещь нравится, она уникальна! Второй такой нет. Она выполнена мастером. Она приносит радость каждый день. И эту радость подчас невозможно выразить в деньгах.

 

Картина неизвестного художника. "Приют старины"

Картина неизвестного художника. Начало ХХ века. Европа. Холст, масло, подрамник.

"Приют старины"

 

Об энергетике

— Особняком стоят антикварные иконы. Они, в принципе, особо впитывают энергетику. Не все мы знаем, что у Бога нельзя просить плохого, но некоторые молятся у икон именно об этом — о плохом. В этом случае в иконе может скопиться вся эта плохая энергетика. Но тем не менее, любой священнослужитель вам скажет: «Принеси икону мне — я её переосвящу!» Этим снимется весь негатив — всё как бы начинается по новой. Поэтому иконы, которые покупаются в антикварных или церковных лавках, и даже написанные под заказ мастером, всё равно надо нести в храм и освятить. Это я советую всем своим клиентам.

 

Икона "Николай Чудотворец", "Нижегородская старина"

Икона «Николай Чудотворец», рамка – серебро 84 пр., эмаль, XIX в.

"Нижегородская старина"


С другой стороны, некоторые антикварные предметы собирать не очень приятно. Например, кровать — на ней обязательно кто-то помер... Но в шкафу-то никто не помер, и на письменном столе никто не помер. Энергетика — дело особое, но только тогда, когда она связана с чем-то нехорошим. Считается, что когда покупаешь антикварное зеркало, надо полотно зеркала менять. Вроде бы жалко: фацетное стекло 10-миллиметровое, старинное, но в него смотрели люди ныне не живые, и поэтому его надо менять. Всё это условность, мнительность, если хотите — брезгливость. Если вам хочется это сделать — делайте. Но у большинства старинных антикварных вещей есть тепло — они живые. Раз они прожили столько лет, они несут в себе именно ту самую связь времён. Они уже прожили жизнь, которая много больше нашей. К примеру, книга XVI века (книга лежит на столе — примечание редакции). Ей 550 лет! Сколько она пережила войн, пожаров, хозяев. Сколько людей, которые листали её, уже сгнили в своих могилах, а она живёт, по-прежнему несёт информацию, несёт мудрость — одно это уже требует уважения к ней. Старые вещи несут в себе время! Оно в них концентрируется веками. Эти вещи видели такое количество событий, которых хватит на множество людских жизней. С ними можно разговаривать и думать: «Тебя в руках держал Толстой...» или «Пушкин листал эту книгу или точно такую же...» И если душа готова к этому, если вы готовы стать немножко сентиментальным — то такое общение способно влить в вас новые силы.

 

Антиквариат. "Приют старины"
1. Витрина. Маркетри. Европа, конец XX века. Высота 90 см.  
2. «Иллюстрированная история Великой войны 1914 года» в 3-х томах, изд. Париж, 1916 год.  
3. «История всемирной механики» в 3-х томах на французском языке, изд. Париж, 1870 г.  
4. Статуэтка «Венера Милосская». Медь, Европа. Высота 28 см.
«Приют старины»
 
 

О вложении денег и бизнесе

— Всегда говорю всем своим клиентам: «Как показывает мировая практика, собирательство антиквариата даёт от 30 до 50% годовых прибыли — фантастическая цифра. Только, разве что, торговля оружием или наркотиками может превзойти этот бизнес по прибыльности». Но при этом стоит помнить, что вас обязательно будут обманывать, если вы будете пользоваться услугами многих людей. Надо выбрать себе консультанта — антикварного дилера — одного и на всю жизнь. Если ты ему доверяешь, то и он тебя не обманет. Постоянных клиентов не обманывают — это невыгодно. Постоянными клиентами дорожат, ради них дилеры готовы потратить любые силы, любое количество времени, только ради того, чтобы не подвести их.

 

Фортуна с маятниковыми часами. Европа. Шпеатр. "Приют старины"

Фигура "Фортуна" с маятниковыми часами. Европа. Шпеатр.

"Приют старины"

 


Например, новодел часто могут распознать только специалисты. По некоторым, часто незначительным признакам, которые видят и знают только знатоки. Отличить оригинал от подделки очень сложно. Это особый процесс в каждом конкретном случае. Но далеко не всё подделывают: трудно подделывать книги, легко подделывать серебро. Поэтому важно иметь профессионального, постоянного консультанта и доверять его мнению.
Если вы хотите начать покупать антиквариат просто в дом для красоты или, тем более, начать его коллекционировать, ваш консультант-дилер будет тратить на вас время, будет с вами разговаривать, для того чтобы вы могли сами выяснить, что вас греет. Есть очень много бессмысленных коллекций, поэтому тут важно мнение профессионала. Особенно с точки зрения вложения денег в антиквариат — их не нужно вкладывать просто так, просто «потому что». Их нужно вкладывать так, чтобы ваша коллекция приносила радость. Тогда вы будете снимать с неё процент каждый день.
Если же вы сами хотите стать дилером — на это надо потратить жизнь. Этому нельзя научиться за 2 — 3 года. Попробовать может каждый, но не у каждого получится. Самое ценное, что есть у антикварного дилера, — это его имя. А на создание имени уходят десятки лет, а иногда вся жизнь.

 

Антиквариат. "Приют старины"

 

1. Комод. Дуб. Резьба. Европа, конец XIX века. Высота 110 см.

2. Самовары латунные в ассортименте. Начало XX века.

3. Лампа керосиновая. Латунь, бронза. Европа, конец XIX в. Высота 35 см.

«Приют старины»

 


О вкусе и страсти

— В покупке, а тем более коллекционировании антиквариата первичен момент страсти, и лишь потом идёт момент желания, вкус, уровень знаний и т. п. Собирательство почти любых вещей расширяет твой кругозор. Потому что, изучая вещи, вольно или невольно ты интересуешься не только историей их создания, но и способами изготовления, технологиями, историей мастера, страны и времени, в которых он жил. Чем больше изучаешь, тем глубже погружаешься в знание. Оно постоянно расширяется, и растёт твоя любовь к жизни — этим самым формируется твой вкус. Он формируется, отталкиваясь от антикварных вещей.

 

Самовар "Рюмка", 2 крана, Россия, ХХ в. "Нижегородская старина"

Самовар "Рюмка", 2 крана, Россия, ХХ в. "Нижегородская старина"


Человек выбирает вещь! Конечно, вещь может случайно попасть в руки, но только в том случае, если ты постоянно живёшь антикварными вещами, начинаешь разбираться в них, постоянно ищешь... Тогда хорошие вещи придут. Если же заниматься этим от случая к случаю — заходить в магазин 1 раз год и удивляться, почему ничего не нравится, — вещь тебя не найдёт. Надо быть готовым к встрече с чем-нибудь хорошим: вещью, текстом, и даже с человеком. Тем, кто много читает, часто попадаются хорошие книжки, а те, кто просто приходит в магазин и спрашивает продавца: «Что мне почитать?», оставляя выбор за ним, потом просто выбрасывают книгу, потому что, прочитав 15 страниц, разочаровываются как в книге, так в чтении вообще.

 

Лоренцо. "Библейский сюжет". х/м, Зап.Европа, 1880 г. "Нижегородская старина"

Лоренцо. "Библейский сюжет", х/м, Зап.Европа, 1880 г.

"Нижегородская старина"

 

Между тем мнение, что «нужно заниматься антиквариатом серьёзно или не заниматься им вообще», — неверно. Ведь покупка антиквариата — это своего рода шопинг. Можно купить новые ботинки и радоваться им какое-то время, а можно купить старинную чугунную полочку или фарфоровую статуэтку и радоваться ей каждый день.

 

 

Радиоприемник "Беларус", 1957 г. "Нижегородская старина"

Радиоприемник "Беларус", 1957 г. "Нижегородская старина"


О практичности

— Дома я пью чай из чашки, сделанной из кузнецовского фарфора, не очень дорогой, но красивой и старинной. У меня есть серебряная ложечка, подаренная мне бабушкой, которой уже давно нет в живых. Эти вещи и красивы, и практичны одновременно. И так как я чай пью каждый день, я каждый день получаю удовольствие от этих предметов. На письменном столе у меня стоит лампа с зелёным абажуром — она недорогая, она сделана небольшим мастером, но именно под этой лампой моя мама исправляла ошибки в тетрадках своих учеников. Практичные вещи необязательно должны быть уникальными.

 

Чайный сервиз "Эгоист". "Нижегородская старина"

Чайный сервиз "Эгоист", фарфор, Зап. Европа, ХХ в.

"Нижегородская старина"

 

Комплект кофейных ложек, серебро, эмаль, Англия, нач. XX в.  «Нижегородская старина»

Комплект кофейных ложек, серебро, эмаль, Англия, нач. XX в.
"Нижегородская старина"


О цене

— Цена, в первую очередь, зависит от сохранности. Возраст — это не главное. Второй критерий — мастер, сделавший вещь. Третий — время. Есть ещё историческая ценность, культурная ценность, духовная ценность, материальная ценность. Вещь может иметь первые три ценности и при этом не стоить абсолютно ничего! Антиквариат и ширпотреб совместимы — среди антиквариата много ширпотреба.

 

Кресло плетеное, Россия, 19 в. "Нижегородская старина"

Кресло плетеное, Россия, ХIХ в. "Нижегородская старина"

 

О культуре

— Например, в Париже 1500 антикварных магазинов и только 2 торгуют русским антиквариатом. 20 из них зато торгуют африканскими масками. В России таких магазинов нет. 300 парижских магазинов продают почтовые марки. В Нижнем Новгороде нет ни одного такого магазина. В разных странах разная культура собирательства — это привычка, так было принято. У нас больше всего покупают те вещи, которые украшают интерьер: картины, фарфор, бронзовые и серебряные изделия, книги — вот 5 позиций, на которых стоит отечественный антиквариат. Античных монет у нас не найдёшь. Во всём мире есть культура собирательства античных монет — у нас её нет.

 

Портрет императора Николая II  с картины Н. Мацкевича. "Приют старины"

Портрет императора Николая II с картины Н. Мацкевича. 1911 год.

Хромолитография. Изд. И. Лапина в Париже. Размер: 58 х 78 см.

"Приют старины"

 


От редакции
Учитывая всё вышесказанное, резюмируем: антикварных вещей не стоит бояться. К ним нужно подходить со знанием дела, любовью и уважением.

 

 

Олег Алексеевич Рябов, антиквар, букинист, издатель,

член Союза писателей России

 
 

Мягкая и корпусная. Аксессуары. Предметы интерьера. Арки

Проектирование и реализация. Декорирование

Салон Арок

Изготовление каминных порталов, арок, арочных дверей, стеновых панелей, кессонных потолков из массива дерева. Мебель. Лестницы

Декоративные штукатурки, обои, краска, пробковые покрытия

 

 

Готовый дом 6х6, 50 кв.м, 2 этажа, КП "Абрикосовка", земельный участок10,5 сотки

 

 

 

Лофт

Богемный и изысканный. Статусный и минималистичный

 

Замечательная пробка

Пробковые покрытия для стен и пола

 

Лестница как артобъект

Украшение вашего интерьера

 

Старый добрый голландский шкаф

История и современность

 

Выбираем цвет

для интерьера

lki-nn.ru - Ландшафт. Коттедж. Интерьер

Зарегистрировано как электронное СМИ

(свидетельство Эл.№ФС7752736

от 01.02.2013 г.)

Учредитель: ООО "Сардана"

Гл. редактор: Кулинич И.Н.


Тел.: (831) 415-17-60,
8-951-905-14-22
E-mail:
lki-nn@mail.ru

 

+7

 
 
 
 
Яндекс.Метрика