Портал о строительстве дома, обустройстве интерьера, создании своего сада
 
 
 
 
Главная > Интерьер > Это интересно > Мебель, придуманная архитекторами
 
 

Мебель, придуманная архитекторами

 

Предметы, которые мы называем мебелью, возникли на заре цивилизации, задолго до появления привычного нам слова. Долгое время отношение к мебели было особым, ритуализированным, достаточно вспомнить о смысловой близости понятий «стол», «престол», «стольный город». Мебели в жилищах было мало.


За последние четыре века в истории мебели произошло больше изменений, чем за все предыдущие тысячелетия.


Сегодня мебель для нас может означать: предмет первой необходимости; предмет роскоши или коллекционирования; арт-объект, средство раздражения или релаксации, терапии… Мебели в наших квартирах и домах много, для каждой комнаты — свой набор.


В современную эпоху так называемых «дизайнерских объектов» и массовой продукции очень трудно помнить о сути первоначального предназначения мебели: художественной мебели было предписано не только организовывать среду, но и влиять на образ восприятия пространства, а следовательно, и на образ человека и его поведение в этом пространстве. Нагляднее всего этот тезис воплощен в мебели, придуманной архитекторами.

 

Современный интерьер


Три проекта, относящихся к первой трети XX века и ставших классикой современного формообразования, убеждают в том, насколько необычным становится восприятие пространства, в котором архитектор «все берет на себя».


В 1900-х годах в Дармштадте группа архитекторов и художников, вошедшая в историю под названием «Семерка», попыталась материализовать утопические идеи о художническом братстве, о модели идеального общежития. На вершине холма Матильденхёэ расположился дом великого герцога Гессенского Эрнста Людвига, инициатора всей масштабной выставочной программы, ниже были размещены собственные дома художников (которые, впрочем, там не жили). Весь ансамбль осознавался как «новый Акрополь».


Дом, который построил художник Петер Беренс (1868-1940), существенно отличался от соседних сооружений. Архитектурная композиция была компактна и лаконична. Проект «Дома Беренса» предусматривал абсолютно все — от конструкций до чайных ложек. И, конечно, мебель.

 

Петер Беренс

Петер Беренс (1868-1940)


Символично, что среди немногих восстановленных после Второй мировой войны построек «Дармштадтской колонии» оказался и дом Беренса.

 

Вилла Беренса

"Вилла Беренса" в Матильденхёэ. Дармштадт, 1900-е

 

Сейчас «Вилла Беренса» является частью музея, посвященного истории югендстиля — немецкой стилевой разновидности эпохи модерна.
 

 

Стул для столовой из "Виллы Беренса"

Стул для столовой

 

Коллекцию мебели Barselona Людвиг Мис ван дер Роэ (1886 — 1969), ученик П. Беренса, создал для павильона Германии на Международной выставке в Барселоне (1929).

 

Людвиг Мис ван де Роэ

Людвиг Мис ван де Роэ (1886-1969)

 

Исследователь архитектуры XX века А.В. Иконников назвал это сооружение «поэтической метафорой»: павильон «не имел экспозиции и сам по себе должен был представлять уровень материальной и художественной культуры страны. Метафору конструкции Мис соединил с метафорой пространства — динамичного, направляемого в своем течении, но не замкнутого, не изолированного от космической целостности внешнего пространства. Толчком к поиску способов «выражения духа через пространство» послужили идеи О. Шпенглера, который называл чистое безграничное пространство прасимволом фаустовской западной души».


Эта «поэтическая метафора» обусловила концепцию восприятия конструкций как в архитектуре павильона, так и в его мебели: скамья Barselona лишена спинки, сиденья и ножек в традиционном понимании этих терминов. Хромированный металл — дань времени, однако и в XXI веке объект, созданный Л. Мисом ван дер Роэ, является чрезвычайно актуальным.

 

Диван Barselona

Диван Barselona


Следующее по хронологии стилевое предложение XX века — ар деко — называют «эпохой между двумя войнами». Франкоязычный термин, родившийся от названия знаменитой парижской выставки 1925 года, сегодня воспринимается так же неоднозначно, как и 85 лет назад. Вот почему для современных дизайнеров и производителей так важны носители эпохи — предметы 1920 — 30-х годов, созданные для конкретных интерьеров.


Мебель ар деко в настоящее время редко увидишь in situ (на том же самом месте, для которого она была предназначена). Чаще ее можно встретить даже не в музеях, а на аукционах. Так произошло, например, с креслом для библиотеки Экарта Мутезиуса (1904 — 1989).

 

Экарт Мутезиус

Экарт Мутезиус


Лучшие черты немецкой школы проектирования XX века молодой архитектор воплотил в 1930-е годы в проекте резиденции махараджи Индора Йешванта Рао II Холькара XIV Бахадура (1908 — 1961), расположенной в 350 км к северо-востоку от Бомбея. Заказчик и архитектор познакомились во время учебы в Оксфорде. Резиденция, известная ныне как дворец Маник Баг (Дворец Рубинов), была сооружена и оборудована при помощи всех возможных в то время средств техники и комфорта.


Э. Мутезиус персонально отвечал за оформление всех интерьеров и создал современный дворец, стилистическое воплощение ар деко. Почти все элементы задуманной им отделки, от полов и оконных рам до осветительных приборов, были заказаны у немецких фирм. Мебель, спроектированная самим архитектором, была произведена в Берлине, отдельные предметы обстановки были заказаны нескольким лучшим французским дизайнерам (мебель Ле Корбюзье, Э. Грей, Л. Сонье, Э. Рульмана, ковры А. Брунса, предметы из серебра Ж. Пьюфорка).


Кресло для библиотеки Маник Баг обтянуто красной (очень экстравагантный в то время цвет) кожей, поставлено на основания-«лыжи» из альпака (сплав меди, цинка, никеля и олова), оборудовано светильниками в боковинах подголовника и встроенной в правый подлокотник пепельницей из серебра. Э. Мутезиусу удалось создать «икону ар деко» — образ комфортабельного кресла, которым пользуется человек, проводящий много времени в салоне персонального самолета или в личном кабинете на борту трансатлантического лайнера.

 

Кресло для библиотеки Мутезиуса

Кресло для библиотеки 

 


Нельзя не отдать дань уважения немецким архитекторам, формировавшим стилевой облик своей эпохи, тесно связанным с началом дизайнерской профессии и первой школой дизайна «Баухауз».

 

Светлана Никольская

 
 

Мягкая и корпусная. Аксессуары. Предметы интерьера. Арки

Салон Арок

Изготовление каминных порталов, арок, арочных дверей, стеновых панелей, кессонных потолков из массива дерева. Мебель. Лестницы

Проектирование и реализация. Декорирование

Декоративные штукатурки, обои, краска, пробковые покрытия

 

 

Готовый дом 6х6, 50 кв.м, 2 этажа, КП "Абрикосовка", земельный участок10,5 сотки

 

 

 

Лофт

Богемный и изысканный. Статусный и минималистичный

 

Замечательная пробка

Пробковые покрытия для стен и пола

 

Лестница как артобъект

Украшение вашего интерьера

 

Старый добрый голландский шкаф

История и современность

 

Выбираем цвет

для интерьера

lki-nn.ru - Ландшафт. Коттедж. Интерьер

Зарегистрировано как электронное СМИ

(свидетельство Эл.№ФС7752736

от 01.02.2013 г.)

Учредитель: ООО "Сардана"

Гл. редактор: Кулинич И.Н.


Тел.: (831) 415-17-60,
8-951-905-14-22
E-mail:
lki-nn@mail.ru

 

+7

 
 
 
 
Яндекс.Метрика