Портал о строительстве дома, обустройстве интерьера, создании своего сада
 
 
Стройпарк
 
 
Главная > Интерьер > Это интересно > Исчезнувшая Атлантида отечественной культуры
 
Муромцево, усадьба Храповицкого
 

Исчезнувшая Атлантида отечественной культуры

 

Есть в нашей речи знакомые всем слова, смысл которых, однако, каждый из нас понимает по-своему. Подобные термины, как правило, живут уже столетия и являются своеобразными «скрепами» различных эпох, поколений и даже культур – как внутри многонациональной России, так и между отечественной культурой и всем миром. Одно из таких слов – усадьба.

 

Эпоха золотого века русской усадьбы по историческим меркам невероятно коротка: она началась в 1762 году после опубликования манифеста Петра III «О вольности дворянства» и завершилась после издания другого манифеста – «Об освобождении крестьян» – Александром II в 1861 году.

 

Тысячи дворян, оставивших службу в 1760-1770-е годы, могли рассказывать многочисленным потомкам, «... как по приезде из службы обостроживался я в маленьком своем домике, как учился хозяйствовать и привыкал к сельской экономии, поправлял и приводил в лучшее состояние свое домоводство, как познакомливался с своими соседями… потом женился, нажил себе детей, построил дом новый, завел сады, чем веселился…».

 

Шахматово. Усадьба Блока

Шахматово. Усадебный дом. XIX век (восстановлен в XX веке)

 

Усадьба, известная с XVIII века, была приобретена ректором Петербургского университета А.Н. Бекетовым, дедом Александра Блока. Ежегодно в течение 36 лет поэт проводил здесь летние месяцы. «Сразу было видно, что в этом поле, саду, лесу он рос и что природный пейзаж — лишь продолжение его комнаты, что шахматовские поля и закаты — лишь подлинные стены его рабочего кабинета» (А.Белый)

 

Сначала многие жили в деревне по-старому, в поставленных подле небольшой реки деревянных хоромах, разделенных на две части сенями и окруженных службами, стоявшими на большом и не очень-то чистом дворе. Но с 1780-х годов молодые хозяева, приезжающие «из большого света», стремились всеми силами обустроить в своем имении «столицу». Архитектура подчинялась в своем развитии тем же закономерностям и стилям, что и зодчество Петербурга и Москвы.

 

Усадьба – это особый тип архитектурного комплекса,

включающий определенный набор построек и ландшафтных зон.

 

В своем классическом виде дворянская усадьба, представляющая неповторимый ансамбль искусств – архитектуры, паркостроения, живописи, скульптуры, поэзии, музыки, театра, складывается в последней четверти XVIII века.

 

Муромцево, усадьба Храповицкого

Муромцево, усадьба крупного лесопромышленника графа В.С. Храповицкого.

1880-е годы. Архитектор П.С. Бойцов. Замковый стиль

 

Легенда о появлении «старого замка» во Владимирской губернии связана с пари, заключенным хозяином во Франции о том, что и в России может быть усадьба, «не хуже» европейской

 

Деревня с крестьянскими избами являлась взору посетителя раньше, чем хозяйский дом, так как от дороги его не было видно и часто приходилось пешком добираться до цели. Узнавая сквозь листву стройные формы фасада двухэтажной постройки и подходя ближе к центральному сооружению, можно было обнаружить для обозрения двор («курдонёр»), снабженный иногда фонтаном или солнечными часами.

 

К крыльцу под колонным портиком – с фонарями, вазонами или статуями – надо было двигаться не по прямой, а вокруг двора, вдоль колоннад, соединяющих боковые флигели. Старый сад с прудами и речкою можно было видеть лишь со временем, после того как радушный хозяин пригласит гостя полюбоваться «садовыми безумствами»: забавными павильонами («Хижина угольщика», «Пагода», «Молочный домик» и т.п.), охотничьим домиком, гротами, «руинами». Обязательно отведут в теплицу или оранжерею, чтобы удивить экзотическими растениями и плодами. Почти отовсюду была видна церковь, всегда «новейшей архитектуры». Только в русской усадьбе церкви играли столь значительную роль. (В Европе обходились по большей части часовнями, предназначенными для владельцев, в деревнях были свои церкви.)

 

Хмелита. Усадьба Грибоедовых

Хмелита. Усадебный дом. XVIII век

 

Редкий образец усадебной архитектуры в стиле «елизаветинского барокко». Здесь, в смоленской глубинке, автор «Горя от ума» Александр Грибоедов в течение 15 лет вплоть до окончания университета проводил летние месяцы


После подобной прогулки начиналось многочасовое застолье за роскошно сервированным столом с многочисленной сменой блюд. Русская усадебная кухня менялась вместе с устройством домов и парков. Чтобы долгий обед не наскучил, случались тут же музыкальные номера. Впрочем всегда стоило ожидать приглашения в отдельную комнату, чтобы увидеть «живые картины», «благородный театр» с актерами-любителями.

 

Усадьба – это участок земли, именное поместье, где занимались

обустройством ландшафта, как хозяйственным, так и культурным.

 

 

Музей-усадьба Болотова

Андрей Тимофеевич Болотов (1738 – 1833) вернулся на свою малую родину в деревню Дворяниново Тульской губернии после указа «О вольности дворянства» (1762), позволившего ему оставить и военную, и гражданскую службу. Для жилья «в обиталище предков» оказались пригодными только две комнаты; в одну из них Болотов перенес сундучки с накопленными за годы военной службы книгами, другая стала одновременно спальней, столовой и гостиной. 

 

Прежде всего, он начал благоустраивать сад, действуя методом проб и ошибок. Все свои наблюдения Болотов тщательно записывал, позднее они лягут в основу его многочисленных трудов по агрономии, садоводству и ботанике. Через несколько лет Болотов построил в Дворянинове новый усадебный дом. Строительство потребовало и времени, и труда, и изобретательства: «Как случилось самое место тут косогористо, то под весь нагорный фас подвел из камня своего довольно высокий фундамент и чрез то придал дому своему из-под горы вид гораздо возвышеннейший, а все оставшееся место перед ним на ребре горы обработал террасами и на верхнем довольно просторном расположил регулярный и красивый цветник и засадил его множеством разных цветов и цветущих кустарников».

 

Музей-усадьба Болотова

Музей-усадьба А.Т.Болотова


Здесь, в небольшой деревеньке, затерявшейся в заокских далях, А.Т. Болотов провел большую часть жизни, он стал одним из первых российских агрономов, известен как ландшафтный архитектор, изобретатель, основатель и редактор первых русских сельскохозяйственных журналов.


Усадьба – это пространство для проявления индивидуальных интересов, способностей и склонностей ее обитателей.

 

 

Усадьба Струйского

Николай Еремеевич Струйский (1749 – 1796), аристократ и богач, вложил немалые средства в постройку усадебного комплекса в своем родовом имении в Рузаевке (Мордовия) в 1774 году. Струйский вел жизнь уединенную и почти не занимался делами хозяйственными. Он считал себя поэтом и свои сочинения печатал здесь же, в Рузаевке, в домашней типографии. Оборудование было такого уровня, что можно было делать книги с золотым обрезом. Наверное, именно таковые были преподнесены императрице.

 

Усадьба – это заветный уголок тесного семейного общения.


Хозяин Рузаевки сегодня больше известен как супруг изображенной на портрете Ф.С. Рокотова Александры Струйской (1772), которому посвящены строки стихотворения Н. Заболоцкого «Любите живопись, поэты».

 

Портрет Струйской

Рокотов. Портрет Струйской

 

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас, 

С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач.
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач...

                    Н.Заболоцкий     

 

Усадьба Львова

Николай Александрович Львов (1753 – 1803) – выдающийся представитель эпохи Просвещения, поэт, архитектор, изобретатель, переводчик, путешественник.

 

Левицкий. Портрет Н.А. Львова

 

Всю свою жизнь и свои свершения он «положил к ногам» своей жены Маши Дьяковой (М.А. Дьякова, 1755 – 1807, дочь обер-прокурора Сената), брак с которой свершился тайно, без согласия родителей невесты и открылся спустя годы. Зато время, проведенное с женой и пятью детьми в имении Никольское-Черенчицы близ Торжка (Тверская область), было самым счастливым. Жилось не только удобно (Львов устроил здесь, например, паровую кухню), но и весело: часто случались любительские концерты, пели народные песни и романсы. Две дворовые девушки Львовых, Дашенька и Лизанька, славились своими голосами, да и дочери поэта Елизавета и Вера не отставали от них. Был также хор и оркестр из крепостных. Львов писал жене: «Для двух моих девочек напишу я маленькую драму и пришлю к твоему песнословию; а теперь посылаю к тебе готовую почти оперку, для того чтобы дать тебе работу и практику, положить инструменты к тем голосам, у которых оркестра не отыскалось».


Усадьба – круг жизни человека, ее «утро»,

«полдень» и «закат», запечатленный в интерьерах.

 

 

Кабинет, гостиная, спальня...

В усадебном доме интерьеры разделялись на «парадные апартаменты» и «комнаты для фамилии».

 

Мужской кабинет – несомненно являлся своего рода интеллектуальным и хозяйственным центром усадьбы, именно здесь вершилась ее судьба. Находился в числе приватных непарадных комнат. Здесь господствовал голландский или английский вкусы: дубовая корпусная мебель, кресла с неброской обивкой, скромные настольные часы.

 

Кабинет. Павловский дворец-музей

Кабинет. 1820-30 годы. Фрагмент экспозиции

«Убранство русского жилого интерьера XVIII-XIX вв. в Павловском дворце-музее»

 

У окна стол-конторка, в шкафу – книги, главным образом зарубежных авторов, свидетельствующие об уровне образования и широте интересов хозяина. На стенах кабинета – портреты и акварели с изображениями членов семьи

 

Легкий на подъем хозяин усадьбы не жаловал письменных столов, предпочитая секретеры, мольберты, конторки, бюро. В отличие от покоев хозяйки, барский кабинет почти не украшался произведениями декоративно-прикладного искусства.

 

Книги, расставленные в шкафах, поначалу свидетельствовали не столько об интеллектуальных интересах и литературных предпочтениях хозяина, сколько были необходимыми пособиями в ежедневной работе (труды по землеустройству, справочники по всем отраслям хозяйства и т.п.).

 

Пенаты. Кабинет Репина

Музей-усадьба «Пенаты». Кабинет И.Е. Репина

 

На большом письменном столе – отрывки из мемуаров «Далекое близкое», фотографии матери и отца художника, а также десятилетнего сына Юрия. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И.Р.»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник,  который был преподнесен Репину после повреждения и реставрации картины «Иван Грозный и сын его Иван» (1883-1885) в Третьяковской галерее в 1913 году. Кабинет располагался в пристройке, застекленной с трех сторон, обеспечивавшей обзор окружающего пейзажа

 

В кабинетах производились естественно-научные опыты, велись астрономические наблюдения.

 

Живопись, оживлявшая стены, чаще всего изображала портреты родителей и детей хозяина. Могли быть баталии или марины.

 

Гостиная – центральный парадный интерьер дворянского усадебного дома. «Гостиная в три окна, с неизменным диваном и круглым столом в глубине и большим зеркалом над диваном. По бокам дивана – кресла, козетки, столики. Всегда вся мебель была покрыта чехлами».

 

Шахматово. Голубая гостиная

Музей-усадьба «Шахматово». Голубая гостиная

 

... И лишь по голубой стене
Бросает солнце листьев тени,
Да ветер клонит за окном
Столетние кусты сирени,
В которых стонет старый дом…
                                             А. Блок 


В начале XIX века предназначение гостиных меняется: раньше в них проходили парадные, официальные мероприятия, а ныне здесь чаще собирается вся семья –  для чтения вслух, для дамских рукоделий (раньше – только в женских комнатах). В холодных прежде каминах зажигается огонь.

 

Столовая – одно из важнейших помещений усадебного дома. Располагаясь в парадной анфиладе, столовая, как правило, была просторной и светлой комнатой, оформление которой во многом зависело от общего архитектурного и декоративного решения всего здания.

 

Мебели было немного. Стулья должны быть очень удобными, так как трапезы продолжались довольно долго. Большое распространение со временем получают раскладные столы, удобные в использовании и хранении.

 

Мураново. Столовая

Музей-усадьба Мураново. Столовая

 

Особый характер интерьеру придают белые колонны, обрамляющие нишу в глубине комнаты, - прием, распространенный в городских особняках эпохи «московского ампира». Со времен Е.Баратынского (усадьбой владели Татищевы, Энгельгардты, с ней связана семья Ф. Тютчева) в комнате стоит круглый раздвижной стол «сороконожка» с 12 ножками на колесиках. На нем - супница, изготовленная в начале XIX века на Императорском фарфоровом заводе. Она стоит на мощном поддоне и воспринимается как знак не только обеденного ритуала, но и как символ полноты усадебной жизни

 

Рядом со столовой обычно находились буфетные и другие подсобные помещения, искусно скрытые парадной отделкой. Стены расписывались или украшались сериями картин. Вешались иногда фамильные портреты (которые часто создавались специально для этого интерьера).

 

Здесь располагались буфеты-горки, шкафы-горки (для размещения преимущественно коллекционных вещей, например фарфора).

 

Спален в усадебных домах было несколько. В спальне помещичьего дома завершался и начинался день владельцев усадьбы.

 

Шахматово. Спальня

Шахматово. Спальня

 

«В комнате отца стоял между окнами письменный стол ясеневого дерева…У противоположной стены была кровать и большой умывальный стол… за дверью стоял ясеневый шкап для белья, против него у свободной стены диван без дерева, обитый розовым ситцем» (М. А. Бекетова. «Семейная хроника»)

 

Здесь находились особо почитаемые в семье иконы. До конца XIX века сохранился обычай декорировать спальни пышными драпировками из дорогих тканей. Для штор, покрывал и обивки мебели заказывали ткани-компаньоны. Кресла, диван, стулья соседствовали с разнообразными по назначению небольшими столиками.

 

На рубеже XX и XXI века вновь очень много пишут о русской усадьбе. Выходят специальные выпуски журналов, проходят конференции, возродилось Общество изучения русской усадьбы, публикующее в своих интереснейших альманахах результаты изысканий и исследований. Большая выставка «Мир русской усадьбы» (1994) в Москве имела целью показать, какую «Атлантиду» мы потеряли.

 

Сейчас складываются новые смыслы понятия «усадьба», представляющие разные полюса нашего отношения к культуре. Это заметно в проектах усадеб XXI века. Архитекторы, чьи заказчики имеют возможность субсидировать сооружение целого комплекса жилых построек в природном ландшафте, должны прилежно изучать все, что известно к настоящему времени о русской усадьбе.

 

Ведь чем дальше погружается в прошлое русская усадьба как историческая реальность, тем сильнее ностальгия и ярче воображаемые представления о ней. Важно не выдавать желаемое за действительное.

 

Светлана Никольская

 

В статье использованы материалы изданий:

  • Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М., ОГИ, 2008
  • Журнал «Наше наследие». Специальный номер, посвященный усадьбам, № 29–30, 1994
  • Мир русской усадьбы. Каталог выставки. Авторы статей: Г.В. Вдовин, Э.Д. Журавская, Л.А. Лепская, Т.А. Мозжухина, В.А. Ракина. М., Авангард, 1995

 

Галерея:

 
 
Салон Арок

Изготовление каминных порталов, арок, арочных дверей, стеновых панелей, кессонных потолков из массива дерева. Мебель. Лестницы

Декоративные штукатурки, обои, краска, пробковые покрытия

Мягкая и корпусная. Аксессуары. Предметы интерьера. Арки

Проектирование и реализация. Декорирование

 

 

Готовый дом 6х6, 50 кв.м, 2 этажа, КП "Абрикосовка", земельный участок10,5 сотки

 

 

 

Лофт

Богемный и изысканный. Статусный и минималистичный

 

Замечательная пробка

Пробковые покрытия для стен и пола

 

Лестница как артобъект

Украшение вашего интерьера

 

Старый добрый голландский шкаф

История и современность

 

Выбираем цвет

для интерьера

© 2013 ООО "Сардана"
Тел.: (831) 415-17-60,

8-951-905-14-22
E-mail:
lki-nn@mail.ru

 

Свидетельство о регистрации СМИ

Эл №ФС77-52736 от 01.02.2013 г.

Зарегистрировано Федеральной

службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий

и массовых коммуникаций 

 

16+

 
 
ti-nn.ru